Железнодорожники будут внедрять новую модель управления
Железнодорожники
будут внедрять
новую модель управления
Путевым хозяйством в
частности и отраслью в целом
Постановлением
правительства РФ 19 мая 2001 года
утвержден окончательный вариант
программы реализации структурной
реформы на железнодорожном
транспорте. Данная программа
разрабатывалась МПС на протяжении
последних 6 месяцев совместно с
Минэкономразвития и включила в
себя все конструктивные подходы
этих ведомств, а также соображения,
высказанные консорциумом
компаний-консультантов: Arthur Andersen,
MacKinsey и "Современные
бизнес-технологии".
Реформа
железнодорожного транспорта носит
общенациональный характер и
касается не только МПС, но и всех
российских предприятий, экономики
в целом. В конце апреля на
расширенном заседании коллегии МПС
РФ обсуждался план действий
железнодорожников по ее
реализации.
Напомним, что
проект программы реформирования
железнодорожного ведомства
успешно преодолел все основные
инстанции: его одобрили Госдума,
правительство РФ, Госсовет и
Президент России. В. Путин, выступая
на заседании президиума Госсовета,
так сформулировал главные цели
реформирования отрасли: повышение
эффективности работы транспорта,
государственное регулирование в
отрасли, достижение финансовой
прозрачности и обеспечение
социальной защищенности
железнодорожников.
Первостепенные
задачи — повышение эффективности
работы стальных магистралей,
снижение себестоимости перевозок и
тарифной составляющей в цене
промышленной продукции. Для этого
необходимо обеспечить внедрение
современной техники и передовых
технологий. Еще в конце апреля на
коллегии обсуждалась оптимальная
модель перевозочного процесса на
базе создания единых региональных
диспетчерских центров. Кроме того,
были рассмотрены отраслевые
программы реорганизации и развития
путевого комплекса, отечественного
локомотиво- и вагоностроения,
организации ремонта и эксплуатации
пассажирского и грузового
подвижного состава на период 2001 — 2010
годы. Особые надежды
железнодорожники связывают с
внедрением на сети дорог новой
модели управления перевозочным
процессом. Старая система уже не
устраивает транспортников,
поскольку она не позволяет
оптимизировать работу, слишком
много барьеров на своем пути
встречают грузовые составы. Так, на
сети дорог насчитывается 60
междорожных стыковых пунктов.
Кроме того, через каждые 450
километров вагон попадает на
сортировочную станцию, а через
каждые 120 километров его вновь
останавливают для технического
осмотра и смены локомотивной
бригады. А ведь колеса должны
постоянно "крутиться". Именно
с этой целью и разработана новая
эксплуатационная модель. Ее
основные принципы — единая сеть
магистралей без внутренних границ
и стыков между железными дорогами и
отделениями, единые полигоны
обращения поездных локомотивов в
радиусе действия до одной тысячи
километров и централизация функции
управления. Новая модель будет
трехуровневой: опорный центр,
региональный центр и Центр
управления перевозками МПС в
Москве.
За счет
применения новых технологий оборот
вагона в ближайшие годы должен
сократиться как минимум на 20
процентов, производительность
локомотива возрастет на 50
процентов, а вес поезда увеличится
на 680 тонн.
Особый
акцент сделан на то, чтобы реформы
на железнодорожном транспорте
проходили без социальных
потрясений. Поэтому коллегия
рассмотрела ход разработки
отраслевой программы содействия
занятости высвобождаемых
работников федерального
железнодорожного транспорта на 2001 —
2003 годы. Как сообщил министр, за
последние три-четыре года уровень
заработной платы в отрасли
спустился с шестого на девятое
место в стране. Например, в системе
"Газпрома" среднемесячная
зарплата превышает 14 тысяч рублей,
в нефтяных компаниях — 12,8 тысячи
рублей; в то же время средняя
зарплата железнодорожников — всего
3,8 тысячи.
Вместе с тем
за счет реформирования отрасли
удастся добиться роста
производительности и качества
труда, что, естественно, позволит
существенно повысить заработную
плату железнодорожников. За первые
пять лет реформ она должна вырасти
как минимум в два раза. Это позволит
значительно поднять жизненный
уровень работников транспорта.
Программа
предусматривает несколько этапов.
Сначала будут проведены
необходимые мероприятия по
подготовке нормативно-правовой
базы, затем будут разделены функции
государственного регулирования и
хозяйственной деятельности МПС
(последней будет заниматься
создаваемое АО "Российские
железные дороги" со 100-процентной
государственной собственностью),
после чего конкурентные сферы
будут выделены из общей структуры в
виде отдельных компаний.
Результатом
реформы станет улучшение
показателей работы
железнодорожного транспорта как
минимум в полтора раза и повышение
качества его услуг. Она внесет свой
вклад в дальнейшее ускоренное
развитие экономики страны.
Алена
СВИРИНА