"Я фанатик театра!"
Николай
Хохолков:
"Я
фанатик театра!"
Юлия КОРЫТНАЯ
"Восточно-Сибирская правда"
Если спросить любого из нас,
сколько жизней дано человеку, то
ответ, казалось бы, должен бы
очевидным: одна, единственная и
неповторимая жизнь. Однако есть
такие люди, которым дано за эту
самую одну жизнь прожить сотни
разных жизней, слив со своей
судьбой множество иных судеб. Эти
люди — короли подмостков, актеры. И
сегодня мы знакомим вас с одним из
интереснейших представителей этой
профессии, с актером Иркутского
музыкального театра, народным
артистом России Николаем
Ивановичем Хохолковым. Совсем
недавно — 16 — мая у артиста был
своеобразный юбилей: 40-летие
творческой деятельности на сцене
Иркутского музыкального театра.
Сорок лет —
не шутка, однако как же начался этот
длинный путь? А начался он далеко от
Иркутска — в небольшой
казахстанской деревне, когда в 1938
году в семье Хохолковых появился
первенец — Коля. Семья была большой
— десять детей, и на Николая, как на
старшего сына, ложились многие
заботы по хозяйству, которые он на
равных делил с матерью и отчимом.
Работы хватало: мальчик помогал в
доме и на огороде, косил сено,
ухаживал за скотиной. Но, несмотря
на нелегкое полуголодное
послевоенное время и ежедневный
тяжелый труд, в семье Хохолковых
всегда пели — в основном протяжные
и бескрайние, как местные степи,
русские народные песни. Коля пел их
везде: и дома, и за работой, и в
школе. Он активно участвовал в
школьной самодеятельности: пел с
трио баянистов, и, надо отдать ему
должное, школа всегда занимала
первые места на местных смотрах.
Причиной такой творческой
активности была заветная мечта —
стать артистом. И после окончания
десятого класса выпускник Николай
Хохолков решил, что настало время
действовать: покинув родную
деревню, он отправился в Москву —
поступать в ГИТИС. Один только
внешний вид очередного
абитуриента, значившегося в
экзаменационных списках, как
"Хохолков", заставил
экзаменаторов открыть рты от
удивления: на пороге появился
статный загорелый парень, одетый в
широчайшие разорванные украинские
шаровары и босоножки. Кудрявую
голову юноши украшала лихо
сдвинутая на бок тюбетейка. Чтобы
показать свои способности, Коля
решил… станцевать чечетку. Однако
пол аудитории, где проходил экзамен
был слишком скользким, Хохолков
поскользнулся и упал, после чего
махнул на экзаменаторов рукой,
сказал: "А ну вас всех!…" и
собрался уходить. Его остановили. В
ГИТИС юношу не взяли, однако
направили в музыкальное училище им.
Ипполитова-Иванова. Но там был
обеденный перерыв. Тогда Хохолков
купил буханку хлеба и кильки, сел в
поезд и уехал в Свердловск. Там
будущий артист поступил в
достаточно далекое от искусства
учебное заведение — техническое
училище. И, учась там, Коля стал
серьезно заниматься вокалом в
Ансамбле трудовых резервов завода
УРАЛМАШ. К тому времени, когда
Хохолков окончил училище и получил
специальность
слесаря-теплотехника паровых
турбин, он уже знал что его
жизненное призвание — пение:
молодой человек отправился на
прослушивание в хор Свердловского
оперного театра. Его взяли. Так
началась театральная карьера
Николая Хохолкова.
Хохолков уже
около двух лет пел в хоре
Свердловского оперного театра. Его
мечтой было стать артистом
оперетты, но продвинуться из
хористов в артисты, даже при
наличии таланта, в Свердловске было
фактически невозможно. Тогда
Николаю Хохолкову посоветовали
попробовать свои силы уже в
качестве актера в каком-нибудь
другом театре, предложив послать
телеграммы с запросом в Кемерово и
Иркутск. Положительные ответы с
согласием принять на работу
молодого артиста оперетты Николая
Хохолкова пришли из обоих городов.
Хохолков выбрал Иркутск. Так в 1961
году артист попал в город на Ангаре,
в Иркутский театр музыкальной
комедии.
Первым
спектаклем, в котором Хохолков
сыграл на иркутской сцене, была
оперетта "Севастопольский
вальс". Лишь после дебюта
руководством театра был подписан
приказ о принятии на работу в
Иркутский театр музыкальной
комедии молодого артиста Николая
Хохолкова с окладом сто рублей. И
понеслись театральные деньки!
Ролей молодому актеру предлагали
много, старшие коллеги, среди
которых было немало талантливых
артистов, как могли помогали
новичку. Поначалу он играл молодых
простаков и героев-любовников,
позже в его репертуар вошли
характерные роли. Иркутский театр
музыкальной комедии Николаю
Ивановичу нравился всем: и
старинным уютным зданием, и
прекрасным коллективом, и на
редкость отзывчивым зрителем.
Этому театру, находящемуся, на
первый взгляд, в тесноватом
кирпичном здании на улице Ленина,
Николай Иванович отдал тридцать
лет своей жизни.
С Николаем
Ивановичем Хохолковым я беседую в
его гримерной уже в новом
Музыкальном театре, ставшем десять
лет назад новым домом артистов
Иркутского театра музыкальной
комедии.
—
Николай Иванович, сорок лет
театральной карьеры, да еще к тому
же музыкальной, срок серьезный.
Изменился ли театр за эти годы?
— Конечно,
театр изменился. Вообще его
развитие проходило циклично:
несколько лет идет подъем, потом —
некоторое затишье, затем снова
"активный" период. На моих
глазах в театре сменилось
несколько поколений актеров и
режиссеров. Каждое из них
привносило что-то новое. Да и
репертуар театра менялся в
зависимости от времени. В 60-70-е годы
очень много времени уделялось
творчеству советских композиторов.
В 80-е — начался возврат к классике
мировой оперетты. А начиная с 90-х
годов на сцене теперь уже
Музыкального театра уживаются и
классика, и отредактированные
произведения советской эпохи, и
рок-оперы, и плоды творчества
современных композиторов. При этом
каждое произведение находит своего
зрителя — зал никогда не пустует. И
это очень радует.
— Если уж
зашла речь о репертуаре, то как вы
относитесь к такой тенденции
Музыкального театра, как
"осовременивание"
классичесских оперетт? Взять, к
примеру, последнюю постановку —
"Сильву" Кальмана с введением
джаза и элементов эстрады.
— Конечно,
нам, людям старшего поколения, не
раз игравшим в классических
опереттах с полным соблюдением
чистоты жанра, нелегко принять
нововведения современных
режиссеров. Однако в театре нельзя
быть ретроградом, нужно пробовать,
находиться в постоянном творческом
поиске. Так получилось и с
"Сильвой". Поначалу
необычность трактовки как-то
пугала, но в процессе постановки
спектакля страх этот рассеялся и
сменился интересом. И я считаю, что
моя роль — я играю старого князя —
состоялась. Конечно, в
"осовременивании" классики
есть спорные моменты, но полностью
отвергать такой прием нельзя —
время берет свое.
— У
каждого человека, кроме работы,
есть еще что-то, что является его
отдыхом, увлечением, хобби. Есть ли
нечто подобное в вашей жизни?
— Я скажу вам
честно: я фанатик. Фанатик театра.
Это не просто работа — это жизнь.
Она включает в себя все, в том числе
и увлечение, и отдых. К примеру,
одним из видов моего отдыха
является написание своеобразных
записок из жизни театра. В них
входят различные воспоминания,
интересные театральные эпизоды,
портреты актеров, анекдоты, шутки,
розыгрыши.
— Может
быть, когда-нибудь иркутяне смогут
прочесть книгу "Записки из жизни
Музыкального театра" Николая
Хохолкова?
— Не знаю, не
знаю. Пока что — это для себя.
—
Говорят, вы сами — большой любитель
розыгрышей. Это правда?
— Да, это так,
пошутить я люблю! Расскажу вам одну
свою шутку. Как-то поехали мы на
гастроли в Улан-Удэ — еще во времена
талонной системы. Иду я через двор,
в руках у меня большая коробка. А на
лавочке сидит актриса Марья
Алексеевна Морозова вместе с
супругом. Актриса была
замечательная, но любопытная —
страсть! Останавливает она меня и
спрашивает: "Коля, ты что это
несешь?". А я отвечаю:
"Логарифмы в томате, в магазине
купил. Консервы такие импортные."
Марья Алексеевна не знала, что
такое логарифмы, и поэтому
немедленно снабдила мужа большой
сумкой и послала в магазин — за
неведомыми импортными консервами!
Смеху потом было!
—
Николай Иванович, хоть вы и не
являетесь коренным иркутянином, но
вся ваша жизнь целиком и полностью
связана с нашим городом. Вы можете
ответить: чем же вам так дорог
Иркутск?
— Здесь — моя
вторая родина. Здесь — любимый
театр, семья, друзья. Когда я еще
только приехал в Иркутск, меня
поразили люди: мягкие, открытые,
гостеприимные. Таких я больше нигде
не видел! Я уж и не говорю про
местную природу — красота редкая!
Знаете, за сорок лет я объездил с
гастролями множество городов, но
всегда тянуло домой, в Иркутск. А
когда я возвращался, то первое, что
делал, — это подходил к крану,
открывал холодную воду и пил… Мне
кажется, вкуснее воды во всем мире
не сыщешь!
— И
напоследок — совет тем юным,
которые, как и вы когда-то, мечтают
стать актерами. Пока что в их
головах лишь розовые мечты о
прекрасной театральной жизни, о
славе, аплодисментах и цветах. Но
чем же должен на самом деле
обладать человек, чтобы стать
настоящим актером?
— Любовью к
своему делу, желанием отдать всего
себя театру — актер должен быть
фанатиком сцены. А еще — талантом,
нечеловеческим терпением и,
конечно, удачей!