Путь к вечерней школе не всем по карману
Путь к
вечерней школе
не всем по карману
Уважаемая
редакция! Я работаю в школе более
сорока лет; и половина моего
педагогического стажа отдана школе
вечерней, в которой преподаю по
сегодняшний день. И сужу я о
вечернем образовании, о его
проблемах, перспективах и реалиях
как человек заинтересованный, что
должно извинить некоторую
запальчивость этого письма. Я
глубоко убеждена в том, что в наши
дни, когда социальное расслоение
общества так резко бросается в
глаза, а детская и подростковая
беспризорность становится очень
больной проблемой государства,
именно вечерняя школа может и
должна сыграть свою спасительную
роль. Потому что она по самой своей
сути есть самое доступное и самое
демократическое звено в системе
государственного образования. И
мне очень больно наблюдать за тем,
как трудно выживает вечерняя школа.
Нынче у всех на устах: и у имеющих
материальные возможности
родителей, и у теоретиков — ученых, и
в наших специальных изданиях —
словом, в центре всеобщего внимания
реформа образования соотносится
чаще всего с лицеями, гимназиями,
колледжами и прочими модными
нововведениями. А вот я убеждена:
реформа российского образования
должна бы, в первую очередь,
благотворно отражаться на вечерней
школе, что, к сожалению, не
происходит.
Насколько
мне известно, в Иркутской области
всего 45 вечерних школ. В некоторых
отдаленных районах их нет вовсе. И
все они выживают трудно, находясь
на очень скупом финансировании.
Из-за недостатка средств
закрываются филиалы вечерних школ
— учебно-консультационные пункты в
маленьких поселках. И я невольно
провожу параллель с судьбой
небольших участковых больничек,
которых тоже в Приангарье
становится все меньше и меньше. Мне
могут возразить: невыгодно
содержать крохотный стационар в
глухой деревне, в которой жителей
раз — два и обчелся; также невыгодны
учебно-консультационные пункты,
которые посещают несколько
учеников. Но именно эта сфера,
напрямую связанная с первейшими
потребностями людей, должна как
можно меньше зависеть от диктата
рубля. Вот я работаю в вечерней
школе, которая находится под
Иркутском, в поселке Марково. Ей уже
тридцать лет, и за эти десятилетия
она дала среднее образование
сотням людей. Но и сегодня нет у
Марковской вечерней школы своего
помещения; уроки ведутся в классах
дневной школы. И сегодня, впрочем,
более, чем когда-либо раньше, она
нуждается в средствах — не хватает
денег даже на приобретение учебных
пособий, а заработная плата
педагогов мизерна. Марковская — не
исключение; так же живут и другие
вечерние школы. И вот что обидно:
бедность вечерних школ, влекущая за
собой закрытие их
учебно-консультационных пунктов,
делает невозможной их главную
миссию — они перестают быть
общедоступными. И не потому, что
закрывают свои двери перед
малообеспеченными учащимися. А
потому, что в силу складывающихся
обстоятельств все больше
отдаляются от них. Закрылся
учебно-консультационный пункт в
Плишкино. И из шести учеников,
посещавших его, в Пивовариху, где
такой филиал Марковской вечерней
школы пока еще открыт, ныне ездят
лишь двое. Не из-за своей лености! А
потому что путь из Плишкино в
Пивовариху — это два автобусных
маршрута. Сначала нужно добраться
до автовокзала в Иркутске. А оттуда
на другом автобусе — уже и до
Пивоварихи. Знаете, во сколько
обходится нашим ученикам такая
поездка? В 32 рубля каждый раз! Где
той же Ольге К., поднимающей без
родителей младшую сестренку и
работающей уборщицей, нынче
заканчивающей десятый класс,
находить такие деньги? Не знаю, как
она выкручивается, отказывая и
себе, и сестренке в самом
необходимом, но девушка пока
держится, регулярно ездит на
занятия. Завидная
целеустремленность! Но кто
упрекнет тех, кто учиться прекратил
из-за того, что нет денег? Иркутский
район обслуживает автоколонна N1880 —
разговаривать с автомобилистами о
том, чтобы нашим учащимся скостили
хотя бы половину стоимости проезда,
бесполезно, они и слышать не хотят
об этом. А ведь не только в Плишкино
закрылся учебно-консультационный
пункт: их не стало в Оеке, в Карлуке,
а по всей области — в скольких еще
населенных пунктах? Скольким еще
молодым людям путь за знаниями
оказался не по карману? Кстати,
единственная льгота, которая была
когда-то у учащихся вечерних школ —
оплачиваемые дни учебы — незаметно
исчезла. Ученикам, работающим на
частных предприятиях, вообще
предлагают увольняться сразу, как
только об этом заходит разговор.
Так какая же должна быть тяга к
знаниям у молодого человека, чтобы,
вопреки всему получить все-таки
аттестат зрелости из рук вечерней
школы? И сколько сил необходимо
иметь ей самой, чтобы выстоять и
дать своим ученикам необходимые
знания, подарив тем самым шанс
достойной жизни?
Марина
Моисеевна Кешикова
педагог учебно-консультационного
пункта
Марковской вечерней школы
Поселок Пивоварих
Иркутский район