Путь открыт
Путь
открыт
Кабинет
министров позаботится
о жизнеспособности реформы МПС
Глава МПС официально объявил
о начале реформирования отрасли. По
его словам, реформа пользуется
поддержкой общества, государства,
президента и правительства. Во
избежание ошибок она должна быть
постепенной и продлится минимум 10
лет.
Двухдневное
заседание коллегии Министерства
путей сообщения, прошедшее в конце
апреля, стало точкой отсчета новой
жизни железнодорожного ведомства.
Заседания коллегии всегда носили
фактически протокольный характер,
теперь кардинально изменили свой
статус. Николай Аксененко отметил,
что теперь коллегия будет решать
практические вопросы отрасли. По
мысли министра, этот орган МПС
вправе принимать стратегические
решения. Реализация такого шага
логична. Проводимая работа и проект
программы структурной реформы на
железнодорожном транспорте в целом
были одобрены не только
правительством, но и президиумом
Госсовета. Хотя именно этот Совет
за довольно короткий срок своего
существования уже "зарубил" не
одну реформу. Безусловно, после
такой поддержки у руководства МПС
появилась уверенность в том, что
реформа будет проводиться. Как
утверждают в Белом доме, кабинет
министров намерен сделать все,
чтобы "не дать загнить ей на
корню".
На
расширенном заседании коллегии
министр в очередной раз подчеркнул
главные проблемы, с которыми
сегодня сталкивается
железнодорожная отрасль. Одна из
них — износ основных фондов, который
сегодня составляет более 55%. По
словам Николая Аксененко, "если
не будут приняты соответствующие
меры по стабилизации и обновлению
основных фондов, то
железнодорожная отрасль может
стать тормозом на пути нормального,
динамичного развития экономики
государства". Очевидно, что
обновление основных фондов должно
идти через инвестиционные
программы отрасли.
Кстати,
инвестиционные программы МПС и
были одним из камней преткновения.
Оппоненты изначально утверждали,
что необходимые средства, о которых
говорили в МПС, слишком велики. В 1998
году инвестиции в железнодорожную
отрасль составили 15 млрд. руб., в
1999-м — 38 млрд. руб., а в 2000-м — 80 млрд.
руб. На текущий год планируются
инвестиции в объеме 110 млрд. руб.
Министр особо подчеркнул, что такие
показатели можно было бы считать
удовлетворительными, но и этих
средств недостаточно для отрасли,
приступающей к системной
реконструкции. На ближайшие 5 лет,
по оценкам экспертов, потребуется
785 млрд. руб. инвестиций. Как
утверждает Аксененко, упреки в том,
что деньги направляются "не
туда", являются необоснованными.
Оценивая
работу отрасли в последнее время,
Николай Аксененко отметил, что за
истекшие два года грузооборот
железнодорожного транспорта вырос
на 33% и тенденция роста
грузооборота продолжается. В связи
с тем, что с 1997 по 1999 годы
железнодорожной отраслью
осуществлялась тарифная пауза,
страна сэкономила 160 млрд. руб.
С 1 июля МПС
попытается выравнять внутренние
тарифы и тарифы на
экспортно-импортные грузы, которые
идут через сухопутные границы.
Сегодня доля таких грузов
составляет 60% общего объема
железнодорожных перевозок.
Правительственная комиссия по
регулированию тарифов на
железнодорожном транспорте уже
приняла решение о необходимости их
выравнивания и готовит документы
по этому вопросу.
В то же время
министр высказал и собственную
точку зрения относительно
готовящейся корректировки тарифов:
"Если говорить о том, как это
отразится на экономике, то процесс
необходимо было бы растянуть на
более длительный срок". Но, по его
оценке, второй этап выравнивания
"пойдет легче", так как
"инфляция скорректирует разницу
во внутренних и
экспортно-импортных тарифах".
Именно о
тарифах говорили практически на
всех заседаниях правительства при
обсуждении реформы МПС. Причем
кабинет министров особо настаивал
на том, что тарифы должны быть
прозрачными. Предполагается, что
довольно скоро эта функция
перейдет к единому органу по
установлению цен и тарифов
естественных монополий.
Екатерина
БУНИНА