Право на роль
Право
на роль
Более
сорока актеров профессиональных
театров области заявили о своем
участии в конференции
"Молодость. Творчество.
Современность". Для членов жюри
просмотр работ стал настоящим
марафоном и путешествием в разные
жанры, формы, устремления молодых
исполнителей.
Как известно,
профессия актера предполагает
зависимость. Каждый из них в
спектакле работает коллегиально
под руководством и управлением
режиссера. Актер, особенно молодой,
не имеет права на собственную
трактовку роли, но эти условия игры
не означают, что актер лишен права
быть художником, сотворцом
целостного образа спектакля.
Талант позволяет ему заявить о
своем персонаже ярко и
выразительно. Здесь так же, как и в
других видах искусства, из деталей
составляется образ целостного
произведения.
Насколько
художниками предстали молодые
актеры в спектаклях
профессиональных театров области?
Ответ на этот вопрос проблематичен,
поскольку каждый из них
представляет собой
индивидуальность с разным
потенциалом и условиями игры. В
наиболее благоприятных условиях
оказались молодые в музыкальном
театре. Закончив в 1999 году
Иркутское театральное училище, они
пришли работать в коллектив,
которым руководит их педагог
Наталья Владимировна Печерская.
Она заботится о творческом росте и
сценической карьере своих
учеников. За два года работы многие
окрепли, стали уверенно владеть
своей профессией, исполнять в
текущем репертуаре ведущие роли.
Образовался из числа выпускников и
настоящий лидер — Александр
Каминский. С одинаковым успехом он
исполняет ведущие партии в балете и
оперетте. Его Бони в "Сильве"
Имре Кальмана стал настоящим хитом
сезона (если можно так определять
актерское мастерство). Легкий,
элегантный, подвижный, с
замечательным чувством юмора,
персонаж Каминского в спектакле
становится не просто центральной
фигурой, но и его камертоном,
звенящей нотой исполнительского
ансамбля.
Переходя из
театра в театр, можно было
наблюдать и противоположное в
работе актеров. Вернее, даже не в
работе, в а общем лице молодых, —
рассуждает председатель Иркутской
организации Союза театральных
деятелей, член жюри Борис Деркач. —
Все реже встречаются молодые люди,
которых можно назвать
интеллигентами, людьми, не
случайными в театре.
Глядя на них,
думаешь: престиж профессии падает,
учиться поступают не лучшие. Оплата
труда актера много ниже усилий,
которые он затрачивает. Переходя из
училища в театр, по сути еще не
очень умея что-то делать, вчерашние
выпускники часто оказываются
предоставленными самим себе.
Повальная нехватка режиссуры и
почти полное отсутствие
режиссеров-педагогов не
способствует их росту. Многие из
года в год, эксплуатируя свой
природный талант и обаяние, к
середине творческого пути, когда
надо подтверждать звание мастера
сцены, все еще остаются
подмастерьями, а то и просто
фигурами, годными только на роли
"кушать подано".
Далеко не
благополучное положение молодых
актеров в театрах подтверждает и
другой член жюри — Виталий
Нарожный:
— Молодежи в
театрах много, уровень у всех
разный, но почти нигде не видно
заботы об индивидуальностях.
Составляют исключение большая
группа артистов музыкального
театра и полное единомыслие в
театре-студии "Пространство
игры". Если говорить об
академическом театре драмы, то
здесь, пожалуй, наибольшее
количество состоявшихся
творческих личностей.
Три диплома
первой степени и звание лауреата
присуждено учредителями
конференции "Молодость.
Творчество. Современность"
актерам профессиональных театров —
Марине Елиной и Александру
Братенкову (драмтеатр) и Александру
Каминскому (музыкальный театр). Они
выпускники Иркутского
театрального училища 1996 года, и за
эти годы стали ведущими актерами.
В
"Чайке" Чехова Марина Елина
играет Нину Заречную, а Александр
Братенков — Треплева, в
"Ревизоре" она — Марья
Антоновна, он в "Дикаре" —
неподражаемый Пабло. Актеры
сегодня заняты, пожалуй, в трети
текущего репертуара, но в каждой
новой работе оба ищут новые краски,
стараются свою индивидуальность.
При общей
нестабильности творческих судеб в
некоторых театрах, эксплуатирующих
природное обаяние актера, нельзя не
обратить внимания на исполнителей,
осознающих свою ответственность за
профессию, властвующих над ролью, а
не просто ведомых режиссеров.
Можно, конечно, сетовать на
отсутствие должной заботы театра о
судьбе молодого актера, но от него
самого зависит в первую очередь,
кем он станет в театре, какое место
займет и состоится ли вообще. Это
доказали своими работами Инесса
Бычкова (Братский драмтеатр),
Наталья Юдина (театр юного зрителя
имени Вампилова), Евгения Гайдукова
и Милена Гурова (академический
драматический театр), Светлана
Лунюшкина из музыкального и весь
коллектив театра-студии
"Пространство игры" под
руководством Ивана Вырыпаева,
получившие на конференции за свои
работы поощрительные премии.
Материалы
полосы подготовила
Светлана ЖАРТУН