Кадеты -- юнкера -- курсанты
Кадеты
— юнкера — курсанты
(первые
страницы истории ИВАИИ)
Ращупкин Ю.М.
Заместитель начальника кафедры ВСИ
До реформы
60-х гг. XIX в. кадетские корпуса
своими выпускниками с большим
трудом заполняли треть свободных
офицерских вакансий, в основном в
гвардии. Вместе с тем две трети
офицеров, то есть командный состав
армейской пехоты и кавалерии,
никакой систематической
подготовки не имел. В полках после
несложного экзамена
вольноопределяющимся или
войсковым юнкерам присваивалось
офицерское звание. Чтобы покончить
с таким ненормальным положением, в
1864 г. было принято решение о
создании юнкерских училищ, которые
учреждались при окружных штабах и
именовались пехотными,
кавалерийскими или казачьими и по
городу размещения. В конце 1864 г.
открылись Виленское и Московское
юнкерские училища. Сеть заведений
этого типа создавалась очень
быстро. К началу 1871 г. действовало 16
училищ (11 пехотных, 2 кавалерийских,
2 смешанных, 1 казачье).
Согласно
приказу по военному ведомству N 161
от 1872 г. в Иркутске в 1874 г. было
открыто юнкерское училище.
Первоначально
обучение в училище продолжалось 2
года, а с 1901 г. — 3 года. Учебный курс
состоял из двух классов: младшего
(общего) и старшего (специального). В
младшем классе преподавались в
основном общеобразовательные
предметы: Закон Божий, русский язык,
математика, начальные сведения из
физики и химии, черчение, география
и история. Объем и содержание
предметов специального класса
диктовался необходимостью
получения знаний для командования
батальоном. Здесь изучались
тактика, воинские уставы, военная
топография, полевая фортификация,
сведения об оружии, военная
администрация, военное
судопроизводство, военная
география, военная гигиена,
иппология (наука о лошади, ее
анатомии, физиологии, разведении).
Довольно
широкое распространение в училище
получили такие прогрессивные виды
занятий, как военно-научные и
научнообразовательные поездки и
экскурсии. Они преследовали собой
как учебные, так и воспитательные
цели и тщательно готовились
преподавательским составом.
Научно-образовательные экскурсии
позволяли ознакомить переменный
состав с историческими и
культурными ценностями страны, с
передовым для того времени
промышленным производством и
развитием техники. Так, в отчете о
состоянии Иркутского военного
училища за 1912-1913 учебный год
отмечалось: " Юнкера общего
класса с общеобразовательной целью
посетили музей Иркутского отдела
императорского географического
общества и мастерские Иркутского
промышленного училища. В последних
юнкерам было показано: обработка
дерева и металлов, чугунолитейное
производство и устройство
электрической станции. В августе
была предпринята с юнкерами…
четырехдневная экскурсия на озеро
Байкал".
Первоначально
юнкерское училище размещалось в
группе деревянных зданий,
располагавшихся по улице
Медведниковской (ныне улица
Халтурина.). Постигшая город 22 и 24
июня 1879 г. трагедия не обошла
стороной и училище — 22 июня оно
полностью сгорело. "Никакие
усилия самих юнкеров, воинских
частей и пожарных команд не могли
спасти громадные деревянные здания
юнкерского училища; все
начальствующие лица обращали к
нему все сподручные пожарные силы,
но адский огонь в улицах
положительно не позволял никакого
подвоза воды к машинам". В
результате пожара сгорели все
шесть зданий учебного заведения,
огонь уничтожил имущества на 15 тыс.
777 руб. После пожара училище
разместилось в здании военной
прогимназии. Через три года после
описываемых событий оно
переводится в каменное здание
бывшего военного госпиталя,
находившегося на пересечении улиц
Троицкой и Госпитальной ( ныне улиц
5-й армии и Ярослава Гашека ).
Двухэтажное здание было построено
в 1801 г. по проекту известного
иркутского архитектора А.И.Лосева
как дом казенного назначения.
Помещения оказались тесными, и в
некоторых взводах кровати
приходилось ставить по две
вплотную.
Материальное
состояние училища в силу
недостаточного выделения средств,
рассчитанного по нормам
европейской России, долгое время
оставляло желать лучшего.
Достаточно заметить, что до
девяностых годов XIX в. помещения
освещались сальными свечами
местного производства и ночниками
с конопляным маслом.
В 1907 — 1908 гг.
силами окружного инженерного
управления была осуществлена
надстройка имевшихся зданий и
возведение некоторых новых, однако
последовавшее в 1910 г. увеличение
количества обучавшихся до 200 чел., а
также перспективы развития
учебного заведения требовали
кардинального решения вопроса о
совершенствовании учебно —
материальной базы. Руководство
училища приступило к поиску места,
где можно было бы построить новые
корпуса. 26 января 1912 г. военное
ведомство выбрало земельный
участок, расположенный рядом с
территорией будущего кадетского
корпуса: между Загоскинской улицей
(ныне улица Ядринцева) на западе и
Вагинской улицей на востоке, первой
Иерусалимской (ныне первая
Советская) на севере и третьей
Иерусалимской (ныне Трилиссера) на
юге. Предполагалось, что участок
будет по внешней форме и размерам
одинаков с отошедшим кадетскому
корпусу, разделен дорогою на две
части, причем часть участка за
дорогой должна была
предназначаться для офицерских
квартир.
6 июня 1912 г.
иркутский вице — губернатор
А.Римский — Корсаков сообщил штабу
округа, " что вопрос об уступке
военному училищу избранного
участка Иркутской городской
управой рассмотрен 29 минувшего мая
в порядке 89 статьи городского
положения и разрешен ею в
положительном смысле".
Обосновывая
решения о выборе участка, начальник
училища писал, что близость к
будущему кадетскому корпусу,
казармам 28-го Сибирского
стрелкового полка и 7-й Сибирской
стрелковой артиллерийской бригады
позволит в будущем обеспечить два
военно-учебных заведения общим
водопроводом и электростанцией и,
кроме того, даст возможность
юнкерам ближе ознакомиться с
внутренней жизнью двух родов
оружия".
Летом 1914 г.
ГУВУЗ открыл кредит на покупку
земли. 26 августа 1914 г. городская
управа представила этот вопрос на
заседание Иркутской городской
Думы, которая постановила 35
голосами против 5 продать военному
ведомству кварталы N 167, 168, 186 и 187 за
46 097 руб. 80 коп.; 37 голосами против 3
изменить план города с закрытием
для общего пользования находящихся
между ними улиц. Строительные
работы начались в сезон 1915 г. (с 15
апреля до 1 октября) с
продолжительностью рабочего дня 12
час. Шла первая мировая война,
значительная часть мужчин была
мобилизована и направлена на фронт,
а вместо убывших подрядчики
завезли свыше 200 китайских рабочих
и около 100 австро-германских
военнопленных. Прекращение
строительства связано с
революционными событиями 1917 г.
Всего планировалось построить 23
здания и сооружения, но к моменту
свертывания строительных работ
возвели 13 зданий , что составило 56,5%
от запланированного числа. Было
сооружено главное здание,
канцелярия, служба при квартире
начальника училища, баня и
прачечная, лазарет, пеший манеж,
флигель для семейных служащих,
шесть офицерских флигелей.
В 1920 г.
комплекс зданий на Архиерейской
горе решением местных властей был
передан Иркутскому
государственному университету.
Однако процесс закрепления зданий
за университетом затянулся до 1926 г.
За это время сооружения ветшали,
приходили в состояние, требовавшее
огромных затрат на восстановление.
Разработанный дорогостоящий
проект восстановления и достройки
не был утвержден центральными
органами власти, выделялись лишь
незначительные суммы на
консервацию зданий. Окончательно
судьба возведенных зданий
определилась в 1931 г., когда приказом
Реввоенсовета была образована
четвертая военная школа
авиационных техников, местом
дислокации которой был избран
Иркутск.
Питомцы
училища служили в войсках,
расположенных на всей территории
Российского государства. Они
выходили в гарнизоны от
Санкт-Петербурга на севере до Кушки
на юге, от Вильно на западе до
Владивостока. 18 июня 1913 г. юнкерами
были разобраны следующие вакансии:
лейб-гвардии Преображенский полк в
Петербурге, 16-й Туркестанский
стрелковый полк в Кушке, 108-й
пехотный Саратовский полк в Вильно,
82-й пехотный Дагестанский полк в
Грозном, 9-й Сибирский стрелковый
полк во Владивостоке.
В ходе
произошедших в начале прошедшего
столетия войн на Дальнем Востоке
активно задействовались войска
сибирских военных округов, куда
выпускалась часть питомцев
училища. Во время войны с Китаем
1900-1901 гг., а также русско-японской
войны 1904-1905 гг. офицеры, получившие
образование в Иркутском училище,
проявили себя грамотными
специалистами военного дела,
героически сражавшимися на полях
Маньчжурии. Семь питомцев училища
удостоены высшей воинской награды —
ордена Святого Георгия четвертой
степени, из которых трое награждены
за мужество, проявленное во время
войны с Китаем (Я.П. Горский, Р.А.
Вертопрахов, П.Н. Туров), а четверо —
за подвиги, совершенные в ходе
русско-японской войны (И.М. Сычев,
А.А. Белозеров, В.И. Казачихин, П.И.
Качин).
Высокие
нравственные и профессиональные
качества проявили бывшие юнкера во
время первой мировой войны 1914 — 1918
гг. Показательно письмо командира
22-го Сибирского стрелкового полка
от 11 мая 1915 г. начальнику училища:
"Очень рад случаю дать
благоприятные отзывы о г.г.
офицерах вверенного мне полка,
окончивших Иркутское военное
училище ". В письме приводятся
блестящие отзывы на шесть офицеров
полка — выпускников училища. Вот,
например, характеристика службы
одного из них: "Заведывающий
командой пеших разведчиков штабс —
капитан Михаил Владимирович
Васильев (выпуска 1906 г.) оказал
огромные услуги полку целым рядом
энергичных, смелых и весьма
продуктивных разведок. Эти
разведки выясняли боевую
обстановку и зачастую давали
возможность принять то или иное
решение. За ряд смелых разведок он
представлен ко всем очередным
боевым наградам до Анны 2 ст.
включительно ".
Отзывы на
выпускников из войск
свидетельствовали об их высоком
профессионализме, верности
служебному долгу.
Сегодня
курсанты военного авиационного
инженерного института достойно
продолжают традиции иркутских
юнкеров.