Иркутск -- город музыкальный!
Иркутск
— город музыкальный!
Юлия КОРЫТНАЯ
"Восточно-Сибирская правда"
Каждое утро
по пути на работу я проезжаю мимо
Иркутской областной филармонии.
Фасад старинного здания, в котором
она располагается, никогда не
пустует: он пестрит афишами
концертов. Вот и сегодня я прочла:
"Концерт ансамбля "Леди-джаз и
Ко", "Концерт из цикла
"Русский романс". В программе
произведения Сергея
Рахманинова", "Закрытие 43-го
концертного сезона
Губернаторского симфонического
оркестра Иркутской областной
филармонии", "Концерт трио
"Рондо"". Почему-то зачастую
говоря о том, что Иркутск — город
театральный, мы забываем, что наш
город еще и музыкальный, а
филармония — его сердце. Сегодня мы
знакомим вас с директором
Иркутской филармонии Игорем
Львовичем ДУХОВНЫМ.
— Родился я в
Киеве в 1941 году, и первая половина
моей жизни прошла на Украине. И с
самого моего послевоенного
полуголодного и хулиганистого
детства я мечтал стать артистом.
Поэтому, будучи школьником, кстати,
отнюдь не примерным, я поступил в
детскую драматическую студию
старшеклассников при Дворце
культуры киевского завода
"Большевик" — воплощать свою
мечту. В этой студии мы занимались
тем, что ставили различные детские
и юношеские спектакли. В те времена
с актерскими кадрами было очень
туго, и поэтому каждый уважающий
себя театр открывал студию. Учась в
десятом классе, я попал в такую
студию при Русском драматическом
театре имени Леси Украинки города
Киева. Летом, когда я только-только
окончил школу, к нам в студию пришли
с киностудии имени Довженко, чтобы
отобрать среди нас юных актеров для
нового фильма "Это было
весной". Так я попал в кино. Роль
моя была небольшой, но горд я ею был
чрезвычайно. Поэтому после
окончания съемок я остался на два
года работать на киностудии
помощником режиссера — до той поры,
пока в 1961 году меня не забрали в
ряды доблестной Советской Армии.
Эта служба продлилась долгих
двадцать шесть лет.
—
Двадцать шесть лет!?
— Да, не
удивляйтесь. Моя любовь к
артистической деятельности
проявилась и в армии. Я готовил и
проводил все армейские смотры
самодеятельности, выступал, читал
стихи и прочее, и прочее. Когда срок
моей службы подходил к концу, меня
вызвал к себе замполит и предложил
поступить в военно-политическое
училище, чтобы по его окончании я
смог работать начальником
армейского клуба. Я согласился на
это предложение, окончил училище и
продолжил службу уже офицером.
Приходилось работать на разных
должностях, но все они были связаны
с культурой и искусством. За
активную творческую деятельность я
был переведен в Иркутск —
директором Дома офицеров
Иркутского военного гарнизона.
— Игорь
Львович, а когда вы возглавили
Иркутскую областную филармонию?
— В марте 1995
года. И до сих пор ни разу об этом не
пожалел!
— Что это
такое — мир филармонии, храма
музыки, и каково быть ответственным
за этот мир?
— В
филармонии определенная специфика,
не похожая ни на театральную, ни на
какую-либо еще. Она одновременно
интересна и сложна тем, что
концертная программа меняется
ежедневно: что ни день — новый
стиль, что ни выступление — новая,
самобытная личность. В один вечер в
зале звучит классическая музыка
Моцарта и Гайдна, а на следующий
день с той же сцены раздается
великолепный джаз! Благодаря
помощи городской и областной
администраций в настоящее время
Иркутская областная филармония
работает на довольно высоком
уровне, не уступающем уровню
ведущих филармоний страны.
— Но вот
если просмотреть иркутскую прессу,
то можно увидеть достаточно много
журналистских статей о театральной
жизни Иркутска, однако тот, кто
захочет прочесть что-либо о жизни
Иркутска музыкального, будет
разочарован: он мало что найдет о
деятельности Иркутской областной
филармонии. Чем, по вашему мнению,
вызвано такое невнимание со
стороны СМИ?
— Хороший
вопрос. Я уже не раз поднимал его на
коллегии областного комитета по
культуре. Ведь театров в нашем
городе и области довольно много —
девять, а филармония всего одна, а
внимания, как вы правильно
отметили, ей уделяется очень мало.
Все дело в том, что в настоящее
время в нашем городе очень мало
пишущих людей, способных грамотно,
с музыкальной точки зрения, оценить
то или иное произведение,
исполняемое в концертном зале
филармонии. Для этого мало быть
хорошим журналистом — необходимо
быть профессиональным музыковедом.
А в Иркутске, к сожалению, нет
учебного заведения, где бы обучали
этой профессии. И пока что вопрос об
открытии отделения музыковедения в
Иркутском музыкальном училище или
хотя бы организации серии
музыковедческих семинаров
находится в подвешенном состоянии,
поскольку для его решения
необходимы немалые средства.
— А как
обстоят дела с кадровым составом
филармонии?
— Это тоже
серьезная проблема. По идее, в
симфоническом оркестре имеют право
работать только музыканты с высшим
образованием. Однако мы вынуждены
отступать от этого правила,
поскольку в Иркутске нет
консерватории, а ближайшая — только
в Новосибирске, и далеко не каждый,
даже очень талантливый, выпускник
нашего музыкального училища имеет
возможность поехать туда учиться. Я
вовсе не хочу сказать, что уровень
музыкантов филармонии низкий,
однако повышать его не мешало бы.
— Глядя
на афиши филармонии, всегда приятно
удивляешься, что наряду с
концертами именитых иркутских и
иногородних музыкантов филармония
находит возможность понакомить
иркутян с детским музыкальным
творчеством.
—
Действительно, филармония уделяет
большое внимание детскому
творчеству, поскольку уровень юных
музыкантов города и области
достаточно высок и достоин того,
чтобы горожане и гости Иркутска об
этом узнали. Каждую весну
филармония устраивает фестиваль
детского и юношеского творчества,
на котором обычно выявляются новые
"звездочки". Самым талантливым
из них предстоит в ближайшем
будущем стать лицом музыкального
Иркутска. Филармония ежегодно
устраивает фестиваль
"Студенческая весна". 1 июня, в
День защиты детей, лучшие ученики
музыкальных школ будут выступать с
симфоническим оркестром
филармонии.
— Игорь
Львович, уже совсем скоро, в июне,
Иркутск будет отмечать — 340-летие
города. Готовит ли филармония
какие-нибудь специальные
мероприятия по этому поводу?
Во-первых,
приятно, что в нашем городе есть
люди, понимающие, что иркутянам
нужен и обустроенный быт, и
почитание традиций, исторической
памяти, культурны в самом широком
смысле слова. Я считаю, то, что
делает для этого Владимир
Викторович Якубовский, говорит о
нем, как о руководителе, понимающем
душу города.
— Все, чем
занимается филармония, — в первую
очередь для Иркутска и иркутян. Но в
честь праздника у нас есть для
горожан особенный сюрприз. 25 мая, в
день закрытия 43-го концертного
сезона, вместе с Губернаторским
симфоническим оркестром Иркутской
областной филармонии будут
выступать солисты с мировым именем:
лауреат международных конкурсов
Карина Летьек — альт (Франция) и
Наталья Курянович — скрипка
(Санкт-Петербург). Управлять же
оркестром будет французский
дирижер Эммануэль Ледюк-Баром.
Иркутяне смогут услышать
прекрасную музыку Моцарта,
Шостаковича, Бизе. А 3 июня оркестр и
солисты филармонии будут выступать
на открытой эстраде бульвара
Гагарина — это еще один наш подарок
городу. В органном зале 23 мая тоже
состоится концерт, посвященный
340-летию Иркутска: все любители
хоровой музыки смогут насладиться
искусством камерного хора
"Доместик".
— А 30 мая
и у вас юбилей: 60-летие. И хотя
говорят, что заранее поздравлять
нельзя, мы все же от души
поздравляем вас с этой датой.
Конечно, у каждого из нас есть
какие-то заветные желания,
исполнения которых ждешь накануне
дня рождения. Если не секрет, есть
ли такое желание у вас?
— Когда я
думаю о таком желании, мысли
останавливаются на одном: вот бы
нам новое здание для филармонии!
Ведь катастрофическая нехватка
площади для репетиций, да и для
выступлений сильно ограничивает
наши возможности. А замыслов-то
непочатый край: и новый концертный
зал на тысячу мест, и создание
академического хора, и свой оркестр
русских народных инструментов, и
детская студия танца! И хотя вряд ли
это желание сможет исполниться ко
дню моего рождения, радует, что
вообще-то оно исполнимо:
администрация области пообещала
заняться решением нашего
"площадного" вопроса после
окончания ремонта ТЮЗа — а это уже
совсем скоро!
… Наш
разговор уже заканчивался, когда
его прервал телефонный звонок.
Игорю Львовичу звонили из Парижа —
те самые французские музыканты,
которые должны явиться
"сюрпризом" к юбилею города.
Директору филармонии нужно было
обсудить с музыкантами все условия
их приезда в Иркутск: билеты и
проживание для гостей, время
репетиций и концертов, культурную
программу… Рабочий день
продолжался.