И до сих пор непревзойденный...
И до
сих пор непревзойденный…
Арнольд БЕРКОВИЧ
Шестидесятилетняя
история Иркутского музыкального
театра сохранила в памяти имена
многих музыкальных руководителей,
которые долгие годы стояли за
дирижерским пультом, создавая
авторитет театра, его неповторимый
и самобытный колорит. Это
легендарный Эммануил Хинкис,
стоящий у истоков иркутской
оперетты; это импозантный и в
высшей степени аристократичный Лео
Балло; казавшийся подчеркнуто
суховатым и внешне неприступным
Евгений Потапов. И, безусловно,
Алексей Сергеевич Кулешов,
тридцать пять лет возглавлявший
музыкальную часть театра. С именем
Алексея Сергеевича связано
рождение в нашем театре сибирской
оперетты.
То был уже
теперь далекий 1954 год. В Иркутске
вовсю шла подготовка к созданию
первенца Ангарского каскада —
Иркутской ГЭС. Событие
предполагало стать явлением
международного масштаба, и на
перекрытие должны были собраться
многочисленные гости из многих
стран. Не помню уже, кто первым
сказал в театре, что хорошо бы
отметить это событие каким-либо
необычным способом. И тут Кулешов
говорит: "А что, ребята, не
сделать ли нам оперетту об этом
эпохальном событии в нашем
городе?!" Идея, помнится,
захватила всех. Что музыку будет
писать Кулешов, сомнения ни у кого
не было. Он уже тогда был известен в
городе как автор многих песен и
романсов на стихи Пушкина,
Лермонтова, Есенина и Кольцова. А
вот кто будет автором пьесы? Но у
Алексея Сергеевича было
поразительное чутье на будущих
соавторов. Как-то, да сего дня
необъяснимо, он умел разглядеть
своих потенциальных соавторов и,
более того, вселить уверенность в
возможность их литературного
творчества. Так неожиданно для всех
автором первой сибирской оперетты
"Огни сибирские" стал
тогдашний любимец публики, будущий
заслуженный артист России и солист
московской оперетты Николай
Каширский.
И вот он, год
1956-й. Утром и днем шла грандиозная
битва с красавицей Ангарой, которая
всей силой скрытой в ней энергии
боролась с людским стремлением ее
покорить. Но перекрытие
осуществилось, фундамент первой
гидроэлектростанции на Ангаре был
заложен. А вечером ее строители
были гостями театра — первыми
зрителями новой музыкальной
комедии Алексея Кулешова "Огни
сибирские". Успех был
потрясающий. Музыка была легкой,
праздничной и запоминающейся,
герои узнаваемы. "Огни
сибирские" прошли затем на сцене
театра более 200 раз, оперетту возили
на гастроли в Приморье, Поволжье и
Москву, и везде она имела шумный и
заслуженный успех.
Алексей
Сергеевич был фанатиком
оперетточного жанра. Вместе с
замечательным режиссером А.
Орловым и оригинальным художником
театра Г. Будриным он умел
создавать в театре праздник этого
феерически искрометного жанра. В
этом Кулешову, безусловно, помогала
прекрасная творческая школа,
которую он прошел до приезда в
Иркутск в 1951 году. Он учился в
Ленинградской оперной студии,
которой руководил выдающийся
советский дирижер С. Самосуд, затем
закончил консерваторию,
возглавляемую легендарным
композитором А. Глазуновым.
Постигая азы дирижирования, он
посещал концерты великих Якова
Хейфеца, Мирона Полякина, Карло
Цекки и Артура Шнабеля. И когда в
Ленинграде решили создать
областной театр музыкальной
комедии, его первым дирижером
становится двадцатилетний Алексей
Кулешов. А потом в Одессе в 1939 году
организовывался театр музыкальной
комедии. Его первым
спектаклем-опереттой И. Кальмана
"Сильва" дирижировал Алексей
Кулешов. Уже тогда он выработал
свой стиль, свое понимание жанра. Он
всегда бережно относился к
композиторскому наследию, редко
шел на купюры, особенно не терпел
вольностей с классикой, так как
считал, что новые поколения
зрителей должны видеть цельный и
сохраненный первоисточник.
Успех
"Огней сибирских" окрылил
композитора, и через несколько лет
на сцене Иркутского театра
появился новый музыкальный
спектакль Алексея Кулешова
"Желтый дьявол", посвященный
событиям на Лене в 1912 году. На сей
раз либретто музкомедии написал
иркутский писатель Чаусов, а
сценическую редакцию осуществил
ныне здравствующий режиссер Эверт
Дмитриевич Корсаков. Затем
последовал красочный балет
"Даурия" по одноименному
роману Константина Седых. Потом —
музыка к спектаклю "Учитель
танцев". Автором куплетного
материала и прекрасным
исполнителем роли Альдемаро стал в
этом спектакле нар. арт. России
Виктор Жибинов.
Особое место
в творчестве Алексея Сергеевича
Кулешова занимают детские
музыкальные комедии. Вместе с
Виктором Жибиновым они создают
оперетту "Аленький цветочек",
а с незабвенным Марком Сергеевым —
неуведающую музкомедию "Кошкин
дом".
Долгие годы я
имел счастье дружить с этим
талантливым и остроумным
человеком. Нас связывали любимый
жанр, мои критические разборы его
спектаклей. И вот однажды Алексей
Сергеевич позвонил мне и предложил
написать пьесу будущей музыкальной
комедии по романам Ильфа и Петрова.
Предложение было ошеломляюще
заманчивым, но казавшимся мне
опасным. Ведь это же Ильф и Петров!
Вскоре к нашему дуэту
присоединился в качестве автора
арий, дуэтов и хоров Марк Сергеев.
Работа была очаровательно веселой,
каждая встреча была поистине пиром
шуток, каламбуров и неожиданных
решений. Так, родилась музыкальная
комедия "Остап Бендер и Ко", я
думаю, последнее крупное
театральное творение Алексея
Сергеевича Кулешова.
Композиторская
деятельность Алексея Сергеевича
была многообразной. Он написал
очаровательную музыку для многих
спектаклей Иркутского
драматического театра им. Н.П.
Охлопкова: это и "Баня" по
Маяковскому, "Анжело" В. Гюго,
"С любовью не шутят"
Кальдерона…
35 лет стоял
во главе Иркутского театра
музыкальной комедии — прародителя
Музыкального театра главный
дирижер и композитор Алексей
Сергеевич Кулешов, талантливый и
никем до сих пор не превзойденный
создатель сибирской музыкальной
комедии, достойной составляющей
бессмертного и жизнеутверждающего
музыкального жанра.