Право на выбор
Право
на выбор
В прокуратуре Иркутской
области состоялось заседание
координационного совещания
руководителей правоохранительных
органов области по борьбе с
преступностью, в работе которого
приняли участие Главный
федеральный инспектор Президента
РФ И. Тутеволь, заместители главы
администрации области О. Гуменюк и
Л. Берлина, председатель
облизбиркома В. Игнатенко,
представители других ведомств. На
совещании были рассмотрены меры по
обеспечению законности и
общественной безопасности при
проведении выборов губернатора
Иркутской области и иных органов
власти. В своем выступлении
прокурор Иркутской области
Анатолий Николаевич Мерзляков
подробно анализирует нарушения
законодательства о выборах,
допущенные в предыдущие годы,
излагает меры по их предотвращению,
заостряет внимание на координации
и взаимодействии всех ветвей
власти.
Прежде всего
следует отметить, что в последние
годы проведение выборов любого
уровня зачастую выходит за рамки
цивилизованного волеизъявления
граждан. В обществе всякий раз
возникает острое социальное
напряжение. Противоборство
кандидатов и их команд, нередко
использующих противозаконные
методы ведения предвыборной
борьбы, создает в нем обстановку
нетерпимости и нервозности. Так
дальше продолжаться не может.
Потому перед правоохранительными
органами стоит непростая задача —
обеспечить высокий уровень
законности при проведении выборов,
соблюдение прав как кандидатов, так
и избирателей.
Анализ
материалов прокурорских проверок
показывает, что все предыдущие
выборы в области проходили с
многочисленными нарушениями
законодательства. Более того,
количество подобных нарушений
постоянно растет. Так, в прошлом
году, по сравнению с 1999 годом, они
увеличились в три раза. Эта опасная
тенденция вызывает обоснованную
тревогу и заставляет действовать
правоохранительные органы и все
другие ведомства в тесной
координации и четком
взаимодействии в целях недопущения
подобных нарушений впредь,
неукоснительного исполнения
требований законодательства о
выборах.
Печальный
опыт ранее проведенных выборов
свидетельствует, что нарушения
избирательного законодательства
наблюдается на всех его стадиях:
при сборе подписей, формировании
списков избирателей и
избирательных комиссий,
регистрации кандидатов, при
голосовании и, особенно, во время
предвыборной агитации. На этом
последнем этапе следует
остановиться особо. Применение так
называемых "грязных
технологий", к сожалению, стало
обычным в практике ведения
агитационных кампаний. Листовки,
расклеиваемые в общественных
местах, раскладываемые в почтовые
ящики, распространяемые на улицах,
в транспорте, порой несут
недостоверные, искаженные сведения
о кандидатах. Содержание этих, по
другому называть не могу, подметных
писем грубо нарушает права
кандидатов, ущемляет их честь и
достоинство. Добавлю, что из всех
заявлений на нарушение порядка
ведения избирательной агитации,
поступивших в органы прокуратуры
во время проведения выборов
депутатов в нынешнее
Законодательное собрание области,
основная доля приходилась именно
на распространения анонимных
печатных изданий.
Очевидно, что
меры, ранее принимаемые органами
правопорядка к распространителям
подобной агитационной продукции,
недостаточны. Ситуация в точности
повторяется — еще не дан старт
предвыборной кампании, а в Иркутске
уже появились анонимные листовки,
исполненные в лучших традициях
"черного пиара". Необходимо
применить силу закона и применить
жесткие, решительные меры для
пресечения действий тех, кто ничем
не брезгует ради достижения своей
цели, кто противопоставляет свои
узкие интересы интересам всего
общества. По этому факту по моему
поручению возбуждено уголовное
дело.
Теперь о
другом аспекте проблемы. Зачастую в
агитационный процесс вовлекаются
те органы, организации и лица,
которым закон прямо запрещает это
делать. Обращаю внимание на то, что
в соответствии с действующим
законодательством запрещается
проводить предвыборную агитацию,
выпускать и распространять любые
предвыборные агитматериалы
органам государственной власти и
местного самоуправления, другим
государственным органам, а также
лицам, замещающим государственные
и муниципальные должности,
государственным и муниципальным
служащим при исполнении ими
должностных или служебных
обязанностей. К сожалению, такие
факты встречались при проведении
выборов прошлых лет.
Нередко
нарушаются и сроки проведения
предвыборной агитации. Как
свидетельствует практика,
агитационные материалы
предполагаемых кандидатов
начинают печататься со дня
опубликования решения о назначении
выборов, а не со дня регистрации
того или иного кандидата.
На
координационном совещании
руководители правоохранительных
органов совместно с другими
ведомствами выработали единую
позицию — для обеспечения равного
избирательного права кандидатов
подобные публикации будут
тщательно отслеживаться, а при
установлении нарушений
допустившие их будут привлекаться
к административной
ответственности. При том особое
внимание будет обращаться на
содержание в них ложных или
порочащих сведений, ущемляющих
честь, достоинство и деловую
репутацию кандидатов.
Другими
словами, правоохранительные органы
нацелены на принятие адекватных
мер по пресечению противоправной
агитационной работы,
предотвращению изготовления
подложных и незаконных
предвыборных — печатных, аудио-,
видео и других материалов
агитационного характера. Все они
будут изыматься, их изготовители и
источники оплаты устанавливаться,
а избирательная комиссия
незамедлительно информироваться о
выявленных противоправных
действиях.
О том, как
важно принципиально реагировать на
подобные факты, говорит такой
пример: за два последних года к
административной ответственности
в области привлечено около 50
человек, но как свидетельствует
практика, подобных нарушений
значительно больше.
Огромное
количество нарушений
законодательства о выборах
допускалось в предыдущие годы при
формировании списков избирателей.
Муниципальные образования
представляли в избирательные
комиссии сведения многолетней
давности. В результате в списках
значились давно умершие и выбывшие,
а те, кто вновь прибыл, в них не
включались, либо фигурировали в
дополнительных бюллетенях, что не
исключало возможности
манипулировать "мертвыми
душами".
Существует
выражение, что "история учит лишь
тому, что ничему не учит". Вот для
того, чтобы на него не
ориентировались некоторые
предвыборные штабы, напомню, что
нарушение принципа всеобщего
избирательного права может повлечь
отмену итогов голосования.
Мягко говоря,
вызывают недоумение действия
граждан, участвующих в
предвыборной гонке и своевольно
трактующих законодательство о
выборах. Трудно поверить, что
делают они это по незнанию закона и
не осознают ответственность за его
неисполнение. Потому особо обращаю
внимание на то, что участие органов
управления организаций всех форм
собственности, учреждений в сборе
подписей избирателей недопустимо.
Закон запрещает принуждать
избирателей ставить свои подписи и
вознаграждать их за это в любой
форме, равно как и проводить сбор
подписей избирателей в местах и во
время выдачи зарплаты, получения
иных денежных выплат, оказания
благотворительной помощи. На
прошлых выборах работники
прокуратуры не единожды
сталкивались с подобными
нарушениями и своевременно
реагировали на них, несмотря на всю
ухищренность исполнителей
подобных акций. Не будет лишним
напомнить, что подобные нарушения
могут повлечь за собой отказ в
регистрации или отмену регистрации
кандидата, а в случаях, четко
определенных законом, и уголовную
ответственность.
В прошлые
года получило распространение и
такое нарушение закона, когда в
избирательных комиссиях
государственные служащие занимали
более одной трети от общего числа
их составов. В свое время подобные
нарушения по требованию прокурора
были устранены в городе Саянске,
Балаганском, Зиминском,
Усть-Удинском районах. Надеюсь, что
в городах, районах сделаны
правильные выводы.
Безусловно,
особого внимания потребует от
правоохранительных органов как
сама процедура голосования, так и
подсчет голосов. Известно, что по
итогам прошлых выборов органами
прокуратуры возбужден ряд
уголовных дел по фактам нарушения
тайны голосования и фальсификации
избирательных документов. Приведу
такие примеры. В городе
Усолье-Сибирском голосование было
организовано так, что граждане
опускали бюллетени не в урну, а в
полиэтиленовый мешок. В Падунском
районе при подсчете бюллетеней
допускались исправления, подделки,
подчистки, и в конце концов 183
бюллетеня были исключены из
голосования. Прокурорами этих
территорий были возбуждены
уголовные дела.
На
координационном совещании
руководителей правоохранительных
органов области был выработан
комплекс совместных мер по
своевременному выявлению и
предотвращению нарушений
законодательства о выборах, меры
реагирования, а также рекомендации
областной избирательной комиссии и
главам администраций органов
местного самоуправления. Все это
должно послужить тому, чтобы выборы
губернатора Иркутской области и
других органов власти стали
по-настоящему свободными,
справедливыми и честными. А во
главу угла должен поставлен Закон,
его четкое и безукоризненное
исполнение.