"SOS" в житейском море
"SOS"
в житейском море
Не
ослабевает поток
посетителей-жалобщиков и
писем-жалоб в советы ветеранов. И
как это ни парадоксально — это и
показатель деловитости совета
пробивных способностей его членов,
его авторитета в городе, районе,
селе, завоеванного нелегким, с
победами и поражениями,
"пробиванием" во властных
структурах бытовых и правовых
интересов ветеранов.
Но прежде
всего, жалоба — это сигнал
неблагополучия, первый зов о
помощи. Из таких сигналов
складывается общая картина
положения дел в социальной и
правовой сферах. По характеру жалоб
можно составить представление о
том, где, в каком городе, районе,
населенном пункте, и в чем властные
органы недорабатывают, а в чем
преуспевают.
Президиум
областного совета ветеранов, после
отчетно-выборной конференции в
первую очередь решил посмотреть,
как сегодня в работе с жалобами
обстоят дела. Для анализа были
выбраны самые крупные в области —
Иркутская и Ангарская городские и
Октябрьская, Свердловская и
Правобережная окружные
ветеранские организации. Проверку
вела комиссия областного совета.
Общее
впечатление после знакомства с
работой этих советов по жалобам
вполне благоприятное. Везде
организован прием посетителей.
Везде есть учет писем, жалоб и
принятых мер. В Ангарске о работе с
жалобами принят ступенчатый
принцип: сначала ими занимаются
первичные организации тем более,
что там на крупных предприятиях —
нефтехимическом,
электрогидролизном, строительном и
т.д. — солидные советы ветеранов.
Если же вопрос не решен — он
переходит в городской совет. В
Юго-Западном районе города
активисты посещают пожилых людей
на дому и помогают им на месте
решать возникающие проблемы.
В Иркутске и
его округах созданы общественные
комиссии по приему посетителей и
работе с письмами и жалобами,
призваны систематически
анализировать устные и письменные
заявления, организовывать
дежурство актива в совете в
приемные часы, готовить вопросы на
заседание своих президиумов и т.д.
По их рекомендации оказывается
материальная помощь остро
нуждающимся, положительно решается
большинство просьб по медицинскому
обслуживанию. Большую помощь в
решении правовых вопросов
оказывают юридические
консультации при городском и
Правобережном советах ветеранов.
Для примера приведу опыт юриста В.Н.
Земцовой. Она приняла в городском
совете за два года более 140 человек.
Этот совет в
плане контроля ежегодно на
заседаниях президиума заслушивает
отчеты комиссии по приему
посетителей, работе с письмами и
жалобами ветеранов. Не забывает эти
проблемы и ревизионная комиссия.
Города
различаются по характеру жалоб.
Если в Ангарске, где практически
все ветераны обеспечены жильем, в
обращениях больше вопросов,
связанных с пенсиями, медицинским,
социальным обслуживанием, то в
Иркутске жилье — вопрос номер один.
В Свердловском совете таких жалоб
половина, в Правобережном в прошлом
году — 13 письменных из 39 и 315 из 835
устных. В городском — 69 письменных и
94 устных. К сожалению, в связи с
сокращением строительства жилья в
Иркутске очередь на него не только
не уменьшается, а растет. Но советам
ветеранов через разные инстанции
иногда и удается кое-какое жилье
получить. Как отметила комиссия,
неплохо в Иркутске в целом ведется
и учет писем, заявлений и жалоб.
Вот такая на
первый взгляд благостная картина.
Однако только на первый взгляд.
Значительная часть первичных
ветеранских организаций в Иркутске
не ведет прием посетителей, так как
их просто негде принимать — нет
помещений. Кое-где до сих пор не
упорядочены часы приема (ДЭЗ-14, 15, 16
Свердловского округа). В
Октябрьском и Правобережном
советах почему-то существует
несколько журналов учета жалоб. Это
затрудняет аналитическую работу и
контроль за исполнением. В
Иркутском городском, Свердловском
и Октябрьском окружных советах
нередко нарушаются сроки
рассмотрения писем и обращений.
А в Ангарском
совете ветеранов еще лучше — прием
ветеранов ведется только два раза в
неделю, с 13 до 17 часов. И установить
точное количество побывавших на
приеме комиссии не удалось, так как
журнал посещений с 1996 г. по август
2000 г. вообще не велся, а с августа
зарегистрировано всего 32 человека,
чему верится с трудом. Нет в нем и
отметок о принятых мерах. Вывод
один — практика приема посетителей,
работа с письмами, жалобами и
заявлениями в прошлом году выпала
из-под контроля президиума
городского совета ветеранов.
Отсюда и
результаты. И как следствие —
строгий спрос, предъявленный
руководителям этих советов на
президиуме областного совета.
Понятно, что это — в назидание
советам ветеранов других городов и
районов области. В своем
постановлении президиум
рекомендовал эту работу поставить
во главе угла решения социальных
вопросов, создать общественные
комиссии не только для организации
дела, но и для изучения ситуации на
местах. Президиумам советов
предложено расширить круг
активистов, ведущих прием
посетителей, упорядочить дни и часы
этой работы с учетом максимальных
удобств для пожилых людей, не реже
одного раза в полгода заслушивать
результаты этой деятельности,
анализировать характер устных и
письменных заявлений.
Президиум
областного совета, не
удовлетворенный положением дел на
местах по работе с заявлениями,
обязал свою комиссию по письмам и
жалобам и приему посетителей взять
этот вопрос на постоянный контроль.
Ведь как показывает практика, там,
где ветеранские организации
внимательно работают с людьми, не
только уменьшается поток жалоб от
ветеранов в разные районные и
городские административные
инстанции, но и, естественно,
облегчается жизнь ветеранов,
снимается социальное напряжение в
обществе. Что, собственно, и
является главной задачей всех
советов ветеранов.
Г.
БУЛГАКОВА,
ответственный секретарь
областного совета ветеранов