Надежда не умирает...
Надежда
не умирает…
Светлана
МАЗУРОВА,
"Восточно-Сибирская правда"
Народные артисты России
Сергей Юрский, Николай Волков,
Ольга Волкова три дня показывали
сибирякам антрепризу "Железный
класс".
Произведения
современного итальянского
драматурга Альдо Николаи не сходят
с афиш театров мира уже много лет,
их любят и актеры, и режиссеры, и
критики, и, конечно же, зрители. Они
комичны и трагичны одновременно. И
если это смех, то смех сквозь слезы,
а если печаль, то всегда светлая,
обнадеживающая.
Спектакль
"Железный класс" (грустная
комедия) поставил два года назад
режиссер Николай Чиндяйкин. В
философской притче, заставляющей
задуматься над вечными проблемами
бытия, играют блистательные актеры
— Сергей Юрский, Николай Волков и
Ольга Волкова. Два спектакля были
показаны на этой неделе иркутским
зрителям на сценах музыкального и
драматического театров и один —
ангарчанам, в
театрально-концертном зале Дворца
культуры "Современник".
… Случайная
встреча душевно одиноких стариков
становится для них событием
поворотным. Вчера еще смирившиеся с
печальными итогами своей жизни,
сегодня они взбунтовались, решив
бежать… Бежать от постылых будней,
от печальных мыслей, эгоизма
окружающих, бежать от самих себя. С
отвагой мальчишек разрабатывают
они тайный план. Их девиз —
независимость, свобода! Но счастью
друзей, увы, не суждено сбыться.
Бокка (герой С. Юрского) умирает…
Щемит сердце,
невозможно удержаться от слез,
когда Палья (герой Н. Волкова) в
финальной сцене растерянно
бормочет, глядя на лежащего на
скамейке мертвого друга.
— Нет-нет, это
несправедливо… Как ты мог? Именно
сейчас… А как же я? Я-то живой…
За кулисами
меня с доброй улыбкой утешает
Амбра, воспитательница (Ольга
Волкова):
— Все равно
рано или поздно придется умирать.
Так лучше умереть не за ширмой, а на
плече друга. И я же за стенкой!
Неужели я так плохо играю, что
непонятно, возьмет воспитательница
к себе Палью или нет? Конечно,
возьму!..
А потом была
встреча студентов Иркутского
театрального училища со
знаменитыми актерами. Гости
заметили:
— Нам так
приятно, что вы, ребята, пришли! Два
года ездим со спектаклем по стране,
а со студентами еще ни разу не
общались…
Будущие
артисты задавали вопросы по
спектаклю и просили поделиться
секретами мастерства. Николая
Волкова, работавшего с Анатолием
Эфросом, спросили о роли
Подколесина в спектакле
"Женитьба" по Гоголю.
— Я горжусь
этой ролью, выделяю ее, она моя
самая любимая, очень существенная
для меня. Она живая… — сказал
артист.
Что для
актера жизненные наблюдения?
— Что-то
западет в память, а через какое-то
время это вытаскиваешь, —
поделилась Ольга Волкова. — Помню,
как-то давно маленькая Дашка, дочка
Юрского и Теняковой, шла по пляжу,
надев на голову колготки, а концы
перекинула через плечи вот так. До
того забавно! И через много-много
лет я играла в спектакле и
использовала этот смешной
приемчик.
О грустном,
пережитом:
— У меня
умерла мама, самый близкий мне
человек, а я в этот день играла в
товстоноговском спектакле. Мой
партнер знал о моем горе. И вот
когда я пропела слова, которые
должна была петь: "Мама встала из
могилы…" — смотрю, у него волосы
дыбом… Это профессия. Сцена лечит.
Мы и с температурой играем, и со
сломанной ногой. Болеем, когда не
работаем. Страшно, если нет работы!
Уже позже, в
интервью "Восточно-Сибирской
правде", актриса рассказала:
— Мы впервые
играем на одной сцене втроем. Я
чувствую себя "младшей
сестрой", очень горжусь и рада за
наш спектакль. Мои партнеры не
просто гениальные актеры. Это
личности. Столпы! Таких артистов в
России практически уже нет.
Невероятные! По уму, образованию,
сильной индивидуальности… Они уже
выходят за рамки профессии. И
каждый творит непонятно какими
средствами. Мне, как актрисе, просто
непонятно, как творит Николай
Волков, айсберг! Свои театральные
приемы у Юрского. Я счастлива и
благодарна судьбе, что мне довелось
играть с ними…
А еще Ольга
Владимировна сообщила следующее:
— Пьеса
"Железный класс" — достаточно
монотонная, даже скучноватая. И
бездна юмора, которая здесь
обнаружена и дошла до зрителей, —
плод совместных усилий
замечательного режиссера и
актеров-личностей. Автор даже
многого и не предполагал. Он был
обрадован, увидев, что мы не пошли
на поводу сентиментального
раскрытия сюжета…
— То есть
как обрадован? Альдо Николаи видел
ваш спектакль?
— Видел. У нас
был в прошлом году очень
трогательный момент, когда мы
пригласили его к себе. Мы
отказались от своих гонораров (что,
если честно, достаточно непросто: у
всех семьи, деньги все рассчитаны),
чтобы он приехал в Москву. Николаи 84
года, он беден, у него даже
компьютера нет. В Италии драматург
забыт, его пьесы не ставят. Он
разрешил нам играть без авторских
процентов, сказав: "Я все равно
сижу без денег. Давайте покажем
всему миру, что театральное
содружество выше всех денег!" Мы
были так потрясены этим! А он был
потрясен зрительской культурой,
тишиной в зале, тем, как люди
смотрят, сочувствуют, плачут. В
Италии, сказал, такого не бывает…
Интервью
с Ольгой Волковой о ее работе в кино
и в театре, о семье, а также интервью
с Сергеем Юрским читайте в нашей
газете на следующей неделе.