Мечты далекой отзвук чистый
Мечты
далекой отзвук чистый
Элла Климова,
"Восточно-Сибирская правда"
В мире
отечественного искусства
"Терем-квартет" появился 15 лет
назад, родившись в стенах
Ленинградской (ныне Петербуржской)
консерватории и обогатив собою
музыкальную палитру России. Об этом
ансамбле, давшем, к сожалению, всего
один концерт в Иркутске, но
собравшем аншлаг филармонического
зала, следует говорить как об
уникальном, неординарном явлении.
Во всем — в безукоризненном вкусе, в
уважении к замыслу композиторов,
чьи произведения составили
репертуар, в блестящей, отточенной
технике — чувствуется высокая
консерваторская школа. Но
профессионализм, какой бы чистой
пробы он ни был, еще не позволяет
судить о художнике, к какому бы цеху
он ни относился, как к самобытной
индивидуальности. Потому что
творческая личность становится
действительно значимой и
востребованной временем, если идея,
которой она служит, понятна и
принята нашим сердцем. Но разве
стремление доказать, что
инструментам, пережившим с русским
народом века отечественной истории
и по сию пору хранящим фольклорный
колорит, в самую пору мировая
классика, не есть цель, достойная
уважения и благодарности публики?
Их всего
четыре: контрабас-балалайка (Михаил
Дюдзе), домра-альт (Алексей Барщов),
домра малая (Андрей Константинов) и
баян (Андрей Смирнов). Но как
объемно их звучание, как
раскрепощен и чист их голос, и
сколько душевности и гармонии в их
слиянии! Сейчас, отрешившись от
первого впечатления, по спокойном
размышлении, мне кажется, я могу
определить секрет успеха
музыкантов: они не позволили себе и
намека на холодное
экспериментирование со своими
инструментами. Что бы ни
исполнялось: Шопен или
Римский-Корсаков, Россини или Бизе,
— все было одушевленным, понятным,
продуманным до тончайших нюансов. И
покоряющим своей сыгранностью.
— Но в этом
наш принцип, — сказал мне уже после
концерта баянист Андрей Смирнов. —
Мы четверо единомышленников, никто
из нас не лидер, каждый вплетает
свою нить в мелодию, иначе самой
мелодии бы не было. Это, знаете ли,
как в сказочном тереме, где каждый
делает свое дело, чтобы жить в
согласии и счастье.
— Так вот
откуда имя вашего квартета, оно
родилось из сказки?
— Точнее было
бы, из мечты. Есть сказание о граде
Китеже — воплощении русской мечты о
справедливости, о всеобщем счастье
и благоденствии. Наш "Терем" —
тоже такое место. Мы хотим, чтобы
хоть в нем, выстроенном из звуков,
всегда было светло и спокойно…
… Но я еще бы
добавила ко всему этому — чтобы в
"Тереме", открытом для всех,
кто дорожит настоящим искусством,
было бы весело. По крайней мере,
юмореска Иоганна Себастьяна Баха
была сыграна с такой доброй
улыбкой, которая к лицу только
очень одаренным людям…