Новая школа рождается сегодня
Новая
школа рождается сегодня
Восточно-Сибирская
издательская компания выпустила в
свет уникальное в своем роде
издание. Включающее в себя четыре
книги, оно, по сути, положило начало
новой издательской серии под
названием "Сибирская
педагогика".
В том, что
главным и основным автором книг
является известный в Приангарье
педагог, создатель и директор
авторской экспериментальной школы
N 47, а ныне заместитель начальника
главного управления общего и
профессионального образования
Валерий Степанов, нет ничего
удивительного. В.М. Степанов —
педагог-ученый, кандидат
педагогических наук, доцент, да и
школа эта широко известна не только
в области. Уникальность издания в
другом: здесь осмыслен и
представлен современный
воспитательный опыт школы не по
отдельным направлениям, а в
диалектической целостности
процесса, так, как работает
настоящая современная школа в
инновационном режиме. Это не голая
теория, рожденная в тиши кабинета
чиновника от образования, это живая
практическая работа конкретного
образовательного учреждения,
конкретного педагогического
коллектива во главе с талантливым
руководителем, который воплотил в
жизнь созданную им педагогическую
концепцию. Как пишет в предисловии
к одной из книг член президиума
Российской академии образования,
профессор, академик РАО Е.В.
Ткаченко, школа поразила его
"своим необыкновенно
гармоничным образовательным
пространством, эффективнейшим
сочетанием учебной работы,
внеклассной деятельности и системы
дополнительного образования".
Первая книга
серии так и называется:
"Инновационная школа. Опыт
организации единого
образовательного пространства".
В.М. Степанов исповедует принцип
развивающего образования и его
главную ценность — создание
условий, открывающих для каждого
ребенка свой путь движения к
саморазвитию и предельной
самореализации — сначала в
пространстве образования, а затем и
в пространстве всей будущей жизни.
При этом автор предлагает не
абстрактную теорию, а осмысливает
опыт уже реально существующей
школы, предлагает концепцию и
программу, по сути школы третьего
тысячелетия, методику, технологию
построения развивающего
образовательного пространства.
Это означает,
что задачи новой школы далеко не
исчерпываются развитием
интеллекта, предоставлением
школьнику определенного объема
знаний, чем грешат сегодня еще
многие и многие школы.
Инновационная школа ищет
эффективные пути воспитания
здорового поколения, которое
получает реальную возможность
свободы выбора для развития своих
способностей и талантов. Так что
совсем не случайно в серию
"Сибирская педагогика" входят
такие книги, как "Дар ребенка
плюс талант педагога" В.
Степанова и "Здоровьеохранная
педагогика", написанная им же в
соавторстве с педагогом А.
Шипачевой. Названия говорят сами за
себя. Кто не знает, как остро стоит
сегодня проблема здоровья
школьника — статистика буквально
вопиет о новых болезнях, растущих
токсикомании, наркомании,
алкоголизме в детской среде. Книга
предлагает конкретные,
апробированные на практике способы
превращения образовательного
учреждения в школу здоровья, где
решение учебных и воспитательных
задач не вступает в противоречие с
возможностями детей, их
психическими, физическими и
нравственными особенностями.
В книге
"Дар ребенка…" речь идет об
организации дополнительного
образования в школе. И опять
читателю предлагается к изучению
богатейшая практика школы N 47.
Иркутянам не надо ходить далеко за
живой иллюстрацией к книге,
достаточно побывать в детском
культурном центре "Дружба",
работающем при школе. Спектакли,
школьные балы, конкурсы юных
поэтов, вокалистов, учительские
конкурсы — это настоящий храм
вдохновения и совместного
творчества детей и педагогов.
Какую бы
школу ни возглавлял В.М. Степанов,
он всегда работал в тесном контакте
с учеными вузов. Плодом совместного
сотрудничества с профессорами
госпедуниверситета О. Лапиной и А.
Макаровской стала одна из книг
серии — "О воспитании,
воспитателе и гуманной
педагогике". Кстати, она уже
переиздана Московским
психолого-социальным институтом и
рекомендована Российской
академией образования как
методическое пособие.
Огромный,
45-летний опыт талантливого
педагога не вместится и в десяток
книг: наверное, многие из них еще
впереди.
Не навязывая
своей точки зрения, автор во всех
своих научных трудах широко и
гостеприимно открывает двери в
свою педагогическую лабораторию:
смотрите, пробуйте и ищите свои
пути, не повторяйте наших ошибок и
используйте то, что уже дало
положительный результат.
Есть и еще
нечто, что привлекает в этих книгах
педагога. Они написаны не для
самоутверждения автора, а с
огромной озабоченностью
состоянием современной школы,
судьбой детей, их будущего, судьбой
поколения, которому предстоит
строить новую Россию.
Педагогическая
серия адресована, конечно, прежде
всего педагогам-исследователям,
учителям, руководителям
образовательных учреждений. Но
надо думать, что и родители,
чувствующие ответственность за
своего ребенка, найдут в них много
ценного и интересного для себя.
Те же из
педагогов, кто уже успел прочитать
работы серии "Сибирская
педагогика", дали им самую
высокую оценку. Ирина Колисник,
директор МОУ "Белая средняя
школа", кандидат биологических
наук, пишет в своем отзыве:
"Монографию В. Степанова можно
рекомендовать как настольную книгу
творческим педагогам и учебное
пособие будущим педагогическим
кадрам".
Людмила
ЧИСТЯКОВА
журналист