издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нефтеинспекция не карает, а помогает

Нефтеинспекция
не карает, а помогает

В середине мая исполняется
пять лет региональной
государственной нефтеинспекции
(РГНИ) по Иркутской области и
Усть-Ордынскому Бурятскому
автономному округу. Время очень
напряженное для формирования
профессионального коллектива, его
материальной базы.

О том,
чего добилась РГНИ за этот период,
какие задачи решает сегодня,
корреспонденту "ВСП"
рассказывает ее начальник
И.П.Казимиренок.

Напомню
читателям, что он — коренной
сибиряк: родился, учился и начинал
трудовую жизнь в с.Гуран Тулунского
района. После службы в Советской
Армии по комсомольской путевке
приехал на строительство Братской
ГЭС, где был бетонщиком, бригадиром.
Окончив Одесский строительный
институт, прошел путь от мастера до
руководителя строительством
Усть-Илимской гидростанции. Труд на
стройках отмечен четырьмя
орденами, в том числе высшим в
стране — орденом Ленина. Работал в
горкоме, Иркутском обкоме партии, в
обладминистрации. Дальше —
неожиданный поворот.

— Иван
Павлович, местные чиновники не
особенно жалуют федеральные
структуры. С чем было связано
создание еще одного
контролирующего органа в области?

— К середине
90-х годов в России началось
реформирование госсобственности.
Упразднили министерства,
приватизировали большинство
предприятий. Ведомственные
нефтебазы, хранилища и
атозаправочные станции перешли к
новым, частным, хозяевам. В этой
ситуации они их эксплуатировали и
сами себя контролировали. Стало
очевидным, что многие нефтебазы,
АЗС и резервуары находятся в
запущенном состоянии, работают с
явными нарушениями технических
условий и стандартов, не соблюдая
пожарных и экологических
требований.


Первоначально РГНИ была двойного
подчинения: Минтопэнерго и
областной администрации. Как это
отражалось в практической работе?

— Начинать
пришлось с нуля, и на этом этапе
помощь власти была необходима. Нам
выделили помещение, минимум
имущества, чтобы развернуть свою
деятельность. Главная федеральная
функция — контроль за рациональным
использованием нефтепродуктов,
состоянием объектов этой сферы.
Основная задача, возложенная на нас
обладминистрацией, —
лицензирование нефтебизнеса по
всему циклу, от приема, хранения до
отпуска потребителям, а также
объектов ГСМ предприятий и фирм.

Конечно, были
сложности в работе, дублирование
вопросов, решений. С октября-2000 мы
являемся федеральной службой,
подчиняясь указаниям департамента
Энергонадзора и энергосбережения
Минэнерго. Наша деятельность
приобрела целенаправленность,
единую программу на перспективу. В
то же время продолжаем выполнять
функции администраций области и
округа по лицензированию объектов
нефтеобеспечения (по заключенным
соглашениям). Тем самым освободили
их от забот, так как у нас создана
хорошая база, накоплена информация,
и выдаем готовые материалы. Все
средства, полученные за выдачу
лицензий, напрямую направляем в
местные бюджеты.

— Если
подытожить эту "пятилетку", то,
что удалось сделать, какие
результаты вы считаете наиболее
весомыми?

— Мы считаем,
что основным достижением стало
наведение порядка в нефтебизнесе, о
чем могут сказать не только его
руководители, но и автопотребители
топлива. И самое главное- нашли
полное понимание с их стороны. С
первых дней нефтеинспкция
исповедует принцип: не быть
надзирателями, а помогать и
содействовать развитию этого
бизнеса через учет и контроль,
оберегая от неприятных
последствий. Одновременно защищаем
права, интересы потребителей, чтобы
товар и услуги на рынке ГСМ были
высокого качества. Одновременно
гарантируем безопасность объектов,
несем ответственность наравне с
собственниками.

— Не
могли бы Вы привести конкретные
показатели, которые характеризуют
реальные успехи в этом направлении?

— Думаю,
каждый иркутянин и жители других
городов воочию видят, как
разительно изменился даже внешний
вид заправок, раздаточных колонок,
отношение операторов к
автолюбителям. За пятилетие
построено 135 современных АЗС, 125
нефтебаз, на которых создано не
менее двух тысяч рабочих мест.
Среди них появились
автозаправочные комплексы,
соответствующие мировому уровню и
стандартам,-это ЧП "Синкина",
"Нью-Лен-ойл", "Игал" в
Иркутске, ОМНИ, "Сибойл"-в
Ангарске, отдельные в Братске,
Усть-Илимске, автозаправка в с.Урик.
Все 1110 объектов, работающих с
нефтепродуктами, имеют лицензии.

Важнейшим
направлением нашей работы является
контроль за качеством отпускаемого
топлива.Число взятых на
лабораторные исследования проб
увеличилось в пять раз. В начале 1997
г. в половине из проб ГСМ были
некачественными. В конце 1999 их
стало 7,2 процента, а в 2000-всего 2,6%. В
последние месяцы газета
"Автомаркет" трижды проводила
рейды по АЗС областного центра и не
нашла плохого бензина. В этом,
надеюсь, заслуга и наших
сотрудников.

— Когда
РГНИ приступила к своим функциям,
оборудование, емкости имеющиеся
приборы находились не в лучшем
состоянии. Говорить в этих условиях
об энергосбережении, строгом учете
при реализации топлива не имело
смысла. В подобной ситуации проще
всего было дать предписания
руководителям, в худшем случае
повесить пломбу на АЗС, нефтебазу и
ждать устранения недостатков. Есть,
наверное, и другие методы решения
проблем. Как действовали вы?

— Я не
сторонник запретов и наказаний,
всегда стараюсь взять
ответственность на себя — вместе
найти выход из затруднения. Сразу
мы столкнулись с таким вопросом:
как быть с резервуарным парком,
который на 80 процентов отслужил 25 и
более лет? Периодические
обследования, ремонт не
проводились. По этой причине
экологическя обстановка вокруг
крупных нефтебаз (Жилкинской,
Усть-Кутской, АНХК), на ряде
предприятий сельского хозяйства и
лесного комплекса сложилась
неудовлетворительная.
Метрологическое обеспечение на
объектах было запущено —
отсутствовали градуировочные
таблицы, средства измерения.

Сразу же
решили создать метрологическую
службу у себя. Пригласили опытных
метрологов, оснастив нужными
инструментами. Специалисты отдела
получили сертификаты на выполнение
проверок резервуаров. Позже служба
была аккредитована Госстандартом
РФ на право ведения калибровочных
работ. Все это позволило точно
определять вместимость
резервуаров геометрическим и
объемным методами.

По
инициативе нефтеинспекции и при
активном ее участии в Приангарье
созданы и действуют три
аккредитованные на компетентность
и независимость лаборатории
качества — в Иркутске, Братске и
Тулуне. Уже с нынешнего года РГНИ
привлекла для контроля ГСМ
лаборатории Жилкинской, Усть-
Кутской и Вихоревской нефтебаз,
которые также прошли аккредитацию
в Госстандарте. Контролем за
качеством нефтепродуктов охвачено
90 % территории области, кроме
Мамско-Чуйского и Бодайбинского
районов.

— И
все-таки, несмотря на жесткий
контроль, по разным причинам,
прежде всего-бесхозяйственности,
нередки случаи утечек, разлива
топлива. Принимаются ли меры к
нарушителям?

—За истекший
период не обойдена нашим вниманием,
пожалуй, ни одна АЗС, нефтебаза. На
первых порах инспектора выявляли
немало фактов нерационального
расходования нефтепродуктов,
сейчас — гораздо меньше. А всего
нами вскрыто потерь 12130 тонн
топлива, в том числе 600 — из-за
низкого качества (смешение,
загрязнение, обводнение).
Конкретные виновники наказаны
штрафами, приостановкой работы
объектов.

Очень долго
мы боролись с недосливом горючего
из цистерн, чем грешили предприятия
Хабаровского и Приморского краев.
Тамошним администрациям
неоднократно напоминали, требовали
принять меры. Наконец, и эта
"болячка" стала
зарастать:сверхнормативные
остатки с 1092 тонн в 1997 году
снизились до 167 в прошлом. Наши
усилия оправдались.

Нефтеинспекцию
беспокоит постоянный перерасход
мазута в цехе анодной массы
"ИркАЗ-СУАЛ" (до 546 тонн в год),
на БЦБК, Троицком спиртзаводе (250 т).
Им предложили ряд вариантов по
уменьшению потерь дорогого
топлива. Пока не располагаем
реакцией руководства предприятий.

Уже два года
мы настойчиво проверяем
эффективность использования
смазочных масел, в первую
очередь-сбор
отработанных.Обследовали около
двухсот организаций и фирм, сдано в
АНХК 600 тонн и 2000 поставили на
подотчет. Таким образом, вернули
народному хозяйству целый
железнодорожный состав смазочных
материалов. Это зримо.

К сожалению,
не удается РГНИ продвинуть перевод
авто- транспорта на заправку
сжиженным газом. В области почти
нет газозаправочных станций и
свыше 30 процентов авто- мобилей,
оснащенных газовой аппаратурой, не
могут нигде заправиться, вынуждены
работать на бензине. Открытие ГЗС
тормозится администрациями
городов и районов, видимо,
недооценивают этот дешевый и
экологически чистый вид топлива.
Верим, что эта проблема сдвинется с
точки замерзания.

— И в
рыночной специфике любое дело
"человеком ставится и
славится", как говаривал классик.
Не будет исключением и ваш
мобильный коллектив?

—Говоря о
скромных достижениях за пять
стартовых лет, нельзя умолчать о
профессиональном подборе кадров. К
нам с первых дней влились зрелые
специалисты, которые ранее
трудились в разных отраслях
экономики, умелые организаторы,
добросовестные, порядочные люди.
Моим заместителем является Иван
Крицкий — тоже инженер-строитель.
Занимается вопросами сертификации,
общительный по характеру, легко
находит понимание у партнеров.
Заметный вклад в укрепление РГНИ
вносит руководитель
экономического блока Ольга
Лукманова.

Юрий
Кириллов возглавлял службу
метрологии на ИркАЗе, потом его
назначили гендиректором
Белозиминского ГОКа. Судьба
привела в нефтеинспекцию, о чем он
не жалеет. Николай Галкин,
Александр Шмелев занимали высокие
должности в госучреждениях, а ныне
руководят ведущими отделами РГНИ.
Обо всех не расскажешь, но кто
пришел к нам при создании
структуры, трудятся до сей поры.

Учеба и
подготовка менеджеров, операторов
АЗС, водителей бензовозов и
работников других профессий имеет
особое значение. Для этого создан
центр, привлекаются опытные
преподаватели. За все время прошли
обучение и повысили свою
квалификацию 2875 человек. Две группы
выезжали в Испанию, Таиланд, где
знакомились с нефтесервисом, есть с
чем сравнивать свою деятельность.

Весь
персонал владеет компьютерами,
оперативно получая нужную
информацию из банка данных по
каждой АЗС, нефтебазе.

— Иван
Павлович, а вам было тяжело
адаптироваться в этой роли?

— Тяжко было
особенно в первые месяцы создания
РГНИ. Не было финансирования,
коллектива, опыта. Выручала закалка
Братскгэсстроя:не ныть, не пасовать
перед трудностями, искать решение
самому, конечно, опираясь на людей,
старых друзей. Радуюсь, что не
потерялся, нашел интересное, нужное
обществу дело. Думаю, что пять лет
прожиты не зря. Инспекция заняла
достойное место в нефтебизнесе,
уверенно расширяет свою
деятельность. В этом заслуга всего
коллектива, с чем я всех и
поздравляю.

С первым
юбилеем, коллеги!

Александр
Таракановский
гендиректор АО
"Иркутскнефтепродукт"

— С Иваном
Казимиренком познакомился, когда
еще работал в частной фирме и
строил АЗС. Лицензии, приемка
оборудования и резервуаров,
рекомендации по обустройству
заправки он давал лично. Человек
принципиальный, с богатым
жизненным опытом: трудовая школа
Братска, Усть- Илимска подсказала
ему, как правильно себя вести в
РГНИ.

Я считаю, что
он всегда справедлив в своих
действиях. Без тени подхалимажа, за
пятилетие смогли раскрутить новую
структуру, которая в нашей среде
пользуется уважением. У них своя
лаборатория, приобрели
"Пигал"(для градуировки
резервуаров), фирма по подготовке
кадров. Все это дорого, но
Казимиренок нашел источники
финансирования.

Огромная
работа проводится нефтеинспекцией
по улучшению качества топлива на
АЗС области и округа, заставляет
наводить порядок на объектах,
улучшать экологию, радея за города.
Двигает нефтебизнес к мировому
уровню.

Мы желаем
работникам нефтеинспекции счастья,
здоровья и и плодотворной работы во
благо жителей Приангарья!

Ольга
Сурина
главный специалист по качеству ГСМ

— После
института работала недолго в
Усть-Куте, потом- в аэропорту
г.Иркутска. Требования к топливу в
авиации жесткие, и работники службы
ГСМ должны быть предельно
ответственны. Цена ошибки — жизнь
десятков пассажиров.

Так
сложилось, что вынуждена была
перейти в нефтеинспекцию
(подтолкнула к этому решению
катастрофа "Руслана" после
вылета с авиазавода). На новом месте
сначала казалось сложно. Мой долг —
вместе в инспекторами обеспечить
потребителей на АЗС и нефтебазах
качественным топливом. За четыре
года нам удалось выйти на хорошие
показатели, хотя видим еще и
недостатки. Даем свои предложения
по их исправлению.

Пока видишь
проблемы, работать интересно,
стремишься их решить. На это
настроен весь коллектив РГНИ.
Атмосфера у нас доверительная, наш
руководитель постоянно ставит
очередные задачи, не давая нам
успокаиваться достигнутым.

Дмитрий
Шекера
директор нефтеперерабатывающего
завода АНХК

— С
нефтеинспекцией мы работаем в
тесном контакте. Помогаем друг
другу в анализе проб горючего на
качество, оперативно устраняем
замечания РГНИ. В переходе на
неэтилированный бензин тоже
действовали совместно, чтобы
быстее очистить емкости от старого
бензина. Справились с этим делом
быстро, теперь в области надо
торговать только экологически
менее вредным Аи-92, Аи-80. Ангарчане
обеспечат все потребности.

По
настойчивым просьбам
нефтеинспекции организовали фирму
по сбору отработанных масел,
которые принимаем и
перерабатываем. Пока мало в
сравнении с тем, что потребляем
(ранее 10-15 тысяч тонн в месяц,
сейчас-две цистерны). Но не зря
говорят: доброе начало — половина
дела.

Надежда
Мателега
начальник нескольких АЗС в Братске

— Я уже
десять лет работаю в нефтебизнесе,
который бурно развивается. Пришли
разные люди, не знающие профессии,
со своими устремлениями. Поэтому
нефтеинспекция очень нужна.
Некоторое время назад серьезного
контроля за качеством и
реализацией ГСМ не было. Пять лет
назад появился строгий контролер,
защитник потребителей и нас,
предпринимателей. На то и щука, чтоб
карась не дремал.

Роль
нефтеинспекции, безусловно,
положительная. Я тоже окончила
курсы менеджеров в ее центре,
учились все операторы АЗС. РГНИ
взвалила на себя много важных
функций и непременно их выполняет.
Мне хочется поздравить со
знаменательной датой всех
работников инспекции и в первую
очередь братчан Игоря
Куприяновича, Дмитрия Макарова, с
которыми дружно работаем.

Игорь
Потапов-директор автозаправочного
комплекса
"ИГАЛ" на ул. Братской в
Иркутске.

— Наша АЗС,
говорят, самая крупная в городе,
одновременно способна обслуживать
24 автомобиля. Расположена она на
пересечении дорог, поэтому тут
всегда оживленно. Но едут сюда
водители не только, чтобы
заправиться, но и получить
дополнительные услуги. Действует
мойка, заменят масло, тормоза и др.
Открыты магазин запчастей, кафе.
Сервис — на высоте.

По отзывам
специалистов, аналогичных АЗС за
Уралом нет. А разработали ее проект
сами, часть оборудования поставила
фирма "Шелл"по контракту на
продажу ее масел. В комплексе
занято около пятидесяти
квалифицированных специалистов. У
нас проходят стажировку многие
операторы АЗС из районов и городов.

По любым
вопросам обращаемся в
нефтеинспекцию, где всегда дадут
дельный совет, помогут. У нас самые
тесные связи, четко выполняем все
ее требования. Знакомит с новыми
правилами и Гостами. Так держать и
дальше, партнеры!

Александр
Седых
технический директор ООО
"ОМНИ".

— Наши 11 АЗС,
нефтебаза находятся в Приангарье и
Забайкалье. В Читинской области, в
Бурятии нефтеинспекции переживают
период становления и не так сильно
влияют на нефтебизнес. Хотя,
насколько я знаю, им помогают
иркутяне.

Мы ставим
заправки в отдаленных районах, по
Московскому тракту, где поток
автомашин невелик. Однако
стараемся удовлетворить запросы
потребителей, прежде
всего-сельских жителей. Держим цены
на бензин, солярку на 20-30 копеек за
литр ниже, чем в городах. Этим
привлекаем автолюбителей-дачников.

Как только
пришли в область с АЗС, наладили
контакты с РГНИ, все вопросы решаем
по-деловому. Мне кажется, что
контроль осуществляется не с
фискальными целями, а для улучшения
работы фирм. Приезд инспекторов не
вызывает дрожь в коленках. От
бизнесменов никогда не слышал о
том, чтобы они где-нибудь заправили
свою машину без оплаты. Иван
Казимиренек иногда шутит, что
находит общий язык с
"бензиновыми королями",
оставаясь независимой, неподкупной
структурой.

Материал
подготовил
Николай Волков.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры