Вагончик тронется, а лес останется
Вагончик
тронется, а лес останется
Николай ВОЛКОВ,
"Восточно-Сибирская правда"
С осени
прошлого года обостряются
отношения между
лесопромышленниками нашей области
и железной дорогой. Суть их в том,
что ВСЖД не справляется с
увеличением объемов перевозок
лесопродукции предприятий. С
каждым месяцем растет количество
недопоставленных вагонов и
платформ для отправки леса.
Особенно
тяжелая обстановка сложилась в
марте, когда ведущие предприятия
отрасли недополучили 2300 вагонов, а
всего за квартал эта цифра
составила 6000. По этой причине на
складах скопились огромные штабеля
кругляка, пиломатериалов, груды
целлюлозы и древесных плит. На
Братском и Усть-Илимском ЛПК по
4000-5000 тонн целлюлозы, в Янтальлесе —
70 тысяч кубометров пиловочника на
экспорт и балансов для
Байкальского ЦБК, который
испытывает нехватку сырья.
В целом по
области объемы неотгруженной
продукции огромны: 164 тысячи кубов
круглого леса, 40 тысяч
пиломатериала. Между тем под них
зафрахтованы суда в портах,
договоры с зарубежными партнерами
срываются. В итоге — наши
предприятия теряют валюту, не
платятся налоги всех уровней, нет
поступлений в областной и местные
бюджеты.
Эти
неутешительные данные приводились
на совещании у первого заместителя
губернатора Николая Мельника,
которое состоялось в начале апреля.
В остром разговоре участвовали
руководители большинства крупных
ЛПК, а отбивался от их претензий
один заместитель начальника ВСЖД
Владимир Шехтель (первые
руководители отсутствовали).
Не отгружая
готовую продукцию на экспорт, мы
рубим сук, на котором сидим. За
январь-февраль рост физических
объемов промышленной продукции
Приангарья составил 2,9 процента, а в
бюджет на 2001 год заложено минимум
шесть. В марте из-за срыва поставок
подвижного состава отправителям
грузов не удалось сократить
отставание темпов производства.
Это настораживающий симптон.
Хозяйственники
приводили множество примеров,
когда руководители ВСЖД как
монополисты диктуют свои условия
лесопромышленникам, принуждая
заключать договоры с
неоправданными поборами. И таким
образом загоняют их в тупик. Если не
изменить ситуацию кардинально,
лесная отрасль снова окажется
неэффективной.
Владимир
Шехтель, в свою очередь, парировал
нападки лесников. По его сводкам,
многим предприятиям вагоны
выделялись полностью. Задержки с
отправкой были не по вине дороги, а
потому, что закрывались
пограничные станции, где скопились
грузы.
О чем
все-таки договорились стороны?
Лесников заверили, что в апреле их
плановые заявки на подачу
порожняка будут выполнены (всего
17220 вагонов). Решено дважды в месяц
проводить селекторные совещания
двух отраслей. Все согласились с
тем, что незаконная формула 1:10 по
шпале, отмененная антимонопольным
комитетом, отныне не действует.
Таможня не настаивает на весовом
методе отправки леса. Думается, все
эти меры внесут потепление в
отношения ВСЖД и лесокомплекса.