Весна обязательно наступит!
Весна
обязательно наступит!
Юлия КОРЫТНАЯ,
"Восточно-Сибирская правда"
21 марта
Гражданская информационная
инициатива и Иркутский корпункт
Агентства социальной информации
провели в Иркутске акцию "День
гражданских инициатив за
толерантность". Что такое
толерантность? Это терпимость к
другим людям, способность понять и
принять любого, даже очень не
похожего на тебя человека. К
сожалению, зачастую люди поступают
эгоистично и совершенно
незаслуженно отвергают "белых
ворон" нашего общества. Особенно
если речь идет об инвалидах с
ограниченными умственными
способностями.
В ходе акции
журналистам Иркутска было
предложено посетить школу
областной общественной
некоммерческой организации
"Семейная усадьба" и
социальную деревню
адаптационно-педагогического
центра "Прибайкальский
талисман". Обе организации
преследуют следующие цели: защита
прав и законных интересов
инвалидов, преимущественно лиц с
умственной отсталостью и
нарушениями интеллекта,
обеспечение им равных с другими
гражданами возможностей участия во
всех сферах жизни, содействие их
социальной, трудовой, бытовой
реабилитации и адаптации в
обществе. Достижение этих целей
началось десять с лишним лет назад.
Тогда родители умственно отсталых
детей решили объединиться и
создать для своих сыновей и
дочерей, обделенных природой,
нормальные условия жизни: сделать
так, чтобы ребятишки учились,
дружили между собой, овладевали
простыми профессиями, могли
чувствовать себя необходимыми
членами общества, а не изгоями.
Пройдя семь кругов
бюрократического ада, столкнувшись
с холодом и непониманием людей,
навсегда заклеймивших их детей
определениями "необучаемые",
"безнадежные" и
"ненужные", родители все же
вышли победителями из этой схватки
— в Иркутске родились две новые
общественные организации:
"Семейная усадьба" и
"Прибайкальский талисман".
Сегодня каждая из них имеет школу
для детей и занимается
строительством социальных
поселений для взрослых людей.
Первым
местом, которое мы посетили, была
школа "Семейной усадьбы".
Наталья Рагутская, руководитель
организации, рассказала нам об этом
необычном учебном заведении и
познакомила с его педагогами и
учениками. Подобные школы не
находятся в ведении Министерства
образования — здесь совершенно
необычная программа. Все предметы
изучаются в игровой форме и
"периодами": сначала — месяц
истории, потом — биологии и так
далее. Так "особенные" дети (а
именно так их называют здесь) легче
воспринимают мир. Но самое большое
внимание в школе уделяется
предметам, развивающим личность
ребенка: живописи, рукоделию,
музыке. Педагогическим опытом с
иркутскими педагогами поделились
их коллеги из-за рубежа: Финляндии,
Норвегии, Германии. Но при этом весь
педагогический процесс строится на
чисто русской основе — народных
приметах и праздниках. В тот день,
когда мы посетили школу, дети
вместе со своими педагогами
готовились к празднику встречи
весны — он должен был состояться в
ближайшую пятницу. В кабинете
рисования два мальчика 14-15 лет
деловито изображали на больших
листах бумаги следующий сюжет:
желтое солнышко упало на голубую
землю, покрытую снегом, растопило
снег и… выросла зеленая травка!
Тема урока — как получить зеленый
цвет. Рисунки получались
потрясающие — яркие и веселые. На
кухне несколько ребятишек с
удовольствием занимались стряпней.
Они рассказали мне, что это не
просто печенье — это жаворонки. В
пятницу жаворонков отнесут в лес,
оставят под деревом, и тогда весна
обязательно придет! А в соседней
комнате две девочки лепили фигурки
тех же жаворонков из соленого
теста. После перемены все дети от
мала до велика собрались в одну
комнату и устроили общую репетицию:
водили хоровод и пели весенние
заклички. При этом старшие помогали
младшим: подсказывали им слова,
следили, чтобы малыши не отставали
в хороводе. Это, пожалуй, одна из
особенностей воспитания в школе:
тут любовь и внимание друг к другу
развиты в детях очень хорошо. Да и
все педагоги, работающие в школе,
отмечают, что каждый, кто общается с
"особенными" людьми,
становится добрее и человечнее.
Следующий
пункт нашей поездки — социальная
деревня Талисман
адаптационно-педагогического
центра "Прибайкальский
талисман", директором которого
является Татьяна Кокина. Таких
деревень в России всего три: одна
под Санкт-Петербургом да две у нас в
области. Цель создания таких
деревень — реабилитация инвалидов
с глубокой умственной отсталостью
старше 18 лет. Находится Талисман в 35
километрах от города. В настоящее
время деревня только строится. По
постановлению губернатора области
совместно с управлением социальной
защиты населения администрации
Иркутской области за счет средств
бюджета проводится восстановление
ЛЭП и реконструкция жилого дома.
Летом в Талисман приезжает много
"особенных" детей со своими
родителями. Они все вместе
занимаются сельским хозяйством,
сажают овощи и картофель,
выращивают кроликов и кур, запасают
на зиму ягоды, грибы и дрова,
занимаются рукоделием, столярными
и слесарными работами, оригами,
работают в керамическом цехе, а
самое главное — учатся жить
самостоятельной полноценной
жизнью. В будущем в Талисмане будут
жить около ста человек: половина из
них — с ограниченными
возможностями, а половина —
здоровые. Они будут жить вместе,
помогая друг другу.
Когда мы
покидали Талисман, его жители
подарили каждому из нас по
маленькому подарку — березовой
ветви с бумажным японским
журавликом — символом надежды. И,
глядя, на счастливые лица
поселенцев, верилось: весна
наступит!