издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ученье - свет, а неученых - тьма Нужен ли нам правовой ликбез?

Ученье
— свет, а неученых — тьма
Нужен ли нам правовой ликбез?

Марианна
САДОВНИКОВА,
комиссия по правам человека при
губернаторе

Сознание
граждан, в одночасье оказавшихся в
новом государстве, провозгласившем
себя правовым, не поспевает за
происходящими переменами, а многие
чиновники спешат ловить рыбу в
мутной воде. Поэтому нарушение прав
и свобод человека, гарантированных
Конституцией РФ, стало
повсеместным: одни не знают свох
прав или не ведают, как их отстоять,
а другие этим пользуются.

Однако
ситуация постепенно меняется.
Граждане понимают, что "не бог, не
царь и не герой", а они сами
должны защищать себя, но для этого
вначале необходимо устранить
пробелы в юридическом
самообразовании.

О проблеме
правового ликбеза говорят уже не
только правозащитники, но родители
и учителя.

В конце
января правозащитный Фонд
"ЮВЕНТА" и молодежная школа
экологии и здоровья провели
очередной семинар по проблемам
защиты прав несовершеннолетних. В
рамках семинара состоялся обмен
мнениями о распространении
правовых знаний в школах Иркутска.
Мнение учителей оказалось
единодушным: информации, которую
получают дети на уроках, явно
недостаточно. Более того, учителя,
озабоченные состоянием правового
просвещения учащихся, сами не
обладают необходимыми знаниями.
Сегодня только в одном
общеобразовательном учреждении
города Иркутска (лицей N 47)
получение правовых знаний идет по
углубленной вертикальной
программе, начиная с третьего
класса.

Конституция
РФ провозглашает: "Человек, его
права и свободы являются высшей
ценностью". Обязанность
государства распространять знания
о правах человека, проводить
обучение различных групп
населения, формировать
нормативно-правовую базу. Эти
обязанности вытекают и из
международно-правовых актов,
которые Россия признала
приоритетными над национальным
законодательством.

Всеобщая
декларация прав человека еще в 1948
году закрепила положение, по
которому "образование должно
быть направлено к полному развитию
человеческой личности и к
увеличению уважения к правам
человека и к основным свободам"
(ст. 26). Тем не менее, эти положения
не находят своего отражения ни в
региональном, ни федеральном
базисном плане. Особенно
актуальным остается вопрос о
введении в учебный план такой
обязательной дисциплины, как
"Права человека", которая и
помогла бы ответить на многие
вопросы, волнующие школьников.

Дети с каждым
годом все меньше и меньше времени
проводят дома, в семье. А потому
школа по сути дела остается
"фабрикой личности", хотя,
похоже, воспитательный процесс не
занимает в ней столь важного места,
как было ранее. Увы, отказавшись от
традиционной для советской школы
"марксистско-ленинско-воспитательной"
идеологии, мы так и не смогли
вразумительно выбрать другой,
ориентированный на современные
потребности, подход, не выработали
для себя общественных идеалов, у
нас все еще живы традиции
недооценки человека, его прав и
свобод. Именно идеал правовой
личности может быть составной
частью общественной идеологии.
Именно такая личность может быть
предметом для подражания для наших
подростков, именно воспитанием
такой личности должны озадачиться
наши педагоги.

Результатом
образования должны быть:
ориентация школьников на приоритет
таких ценностей, как жизнь и
здоровье, честь и достоинство
человека, уважение к личности;
осознание подростками
общественной ценности права как
лучшего средства защиты граждан и
общества в целом; четкая установка
подрастающего поколения на
законопослушание.

Формирование
любого правового государства
начинается с формирования
Личности, которая бы хотела
развиваться и жить в таком
обществе, стремилась к тому.
Поэтому введение дисциплины
"Права человека" обязательным
предметом для изучения в школе
представляется таким актуальным.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры