Братская история
Братская
история
Дмитрий
ЛЮСТРИЦКИЙ,
Восточно-Сибирская Правда
Не секрет,
что между Иркутском и Братском
существует давний спор: кто
"круче". Братчане уверены, что
их город самодостаточен: у них есть
своя ГЭС, свой алюминиевый завод,
свои газеты и телевидение, своя
водка и, наконец, своя собственная
преступная группировка.
Естественно, что иркутяне не
остаются в долгу: они считают,
Иркутск — столица Восточной Сибири.
В самом деле, город имеет все
приметы провинциальной столицы:
это не только мощный транспортный и
административный узел, но и
культурный центр. Так что иркутяне
относятся к претензиям братчан с
иронией, считая их просто-напросто
следствием уязвленного самолюбия.
В таком
соперничестве нет ничего
страшного: многие города-соседи
веками вырывают друг у друга
иллюзорную пальму первенства:
Гамбург и Бремен, Мельбурн и Сидней,
Москва и Питер. Пусть себе спорят,
воспитывая у жителей чувство
здорового местного патриотизма.
Однако когда в традиционный спор
начинает вмешиваться политика —
ситуация накаляется. Сегодня
давняя "война" между областным
центром и Братском вновь перешла в
"горячую" стадию.
Поводом для
начала "военных действий"
стало формирование бюджета на 2001
год. Дело в том, что областная
администрация подготовила проект
бюджета, который не устроил мэра
города Братска Александра
Петрунько. По мнению Петрунько,
область забирает у Братска слишком
много: соотношение между доходами,
которые уходят в область и остаются
на территориях, примерно 60 к 40. В
прошлые годы в распоряжении города
оставалось куда как больше доходов:
в 1998 году — 60%, в 1999 — 53%, а в 2000 — 47%. При
выполнении бюджета по собственным
доходам в 850 млн. рублей в новом
бюджете Братску достанется лишь 694
миллиона (обратим внимание на эту
цифру, она нам еще пригодится).
Петрунько забил тревогу: Братску не
чем платить заработную плату
бюджетникам, Братск готов объявить
дефолт по целому ряду платежей.
Мало того, Петрунько обнаружил, что
и методика, по которой область
считает свои доходы, неверна. По
"правильной" методике, которая
разработана-де Минфином, Братску
полагается ни много ни мало в два
раза больше средств! Словом, опять
иркутяне обирают процветающий
Братск.
Казалось бы,
мэру самое время собирать бумаги и
ехать на прямой разговор с
губернатором. Однако мэр Братска
поступает иначе: к чему, в самом
деле, главе муниципалитета
самодосточного и процветающего
города выяснять отношения с
каким-то там губернатором? Вместо
этого в Братске разворачивается
информационная кампания. Братское
телевидение жмет на все кнопки:
коварная губерния снова ущемляет
"вольный город"! Перед
камерами Петрунько проводит
образцово-показательную встречу с
общественностью. Общественность
готова встать на защиту своей малой
родины: художники, музыканты и
литераторы пишут губернатору
грозное письмо, в котором
предлагают "собирать и делить"
"правильно". Правда, что
подразумевается под словом
"правильно", непонятно: при
всем уважении к авторам письма,
единственный "финансист" из
них — это экономист "Братских
теплосетей". Очевидно, что
спортсменам и художникам сложно
разобраться в бюджетном
строительстве, зато они верят
своему мэру и уже готовы
пикетировать здание областной
администрации. Как выяснилось — зря.
Развязка
этой истории столь же нелепа, как и
ее начало. Отправившись в Иркутск,
делегация братчан попадает аккурат
на заседание административного
комитета при губернаторе области. И
тут-то выясняется пренеприятнейший
сюрприз: с цифрами в руках
заместитель начальника главного
финансового управления Светлана
Белугина доказывает, что цифры,
которые подсунули общественности в
мэрии Братска, неверны. Так, в 2001
году Братск получит не
вышеназванные 694 миллиона рублей, а
820 (на 126 миллионов ошиблись
экономисты Петрунько!).
Соответственно, при распределении
доходов между бюджетом области и
города доля Братска составит 51%. Что
же касается "методики Минфина"
— по словам Светланы Белугиной, этот
документ носит чисто теоретический
характер: ни один из субъектов
Федерации при составлении бюджета
ее не использует. Но даже если бы
бюджет составлялся по ней, едва ли
Братск что-то выиграл: "методика
Минфина" предусматривает не
только увеличение бюджета
территорий, но и удвоение
отчислений, которые Братску
пришлось бы перечислять в
областной бюджет.
Вот такая
получилась "братская история".
Конечно, в праве Братска отстаивать
свою долю в областном бюджете,
наряду с прочими муниципальными
образованьями региона, никто не
сомневается. Вот только стоит ли
при этом делать ставку на
"митинговую дипломатию" и
средства массовой информации —
большой вопрос.