Не наломать бы дров...
Не
наломать бы дров…
Дина МАДЬЯРОВА,
"Восточно-Сибирская правда"
Нет, не зря выходили недавно
российские педагоги защищать
образование от надвигающихся
реформ. О том, какими последствиями
чреваты эти уже начавшиеся
перемены, говорили ректоры вузов
нашей области, собравшись на днях
на очередной совет.
Председатель
совета М.А.Винокуров, ректор
Иркутской государственной
экономической академии, привез из
Москвы, с коллегии Министерства
образования, невеселые вести. "В
новом учебном году плана приема
студентов не будет, он заменен
госзаказом", — так начал Михаил
Алексеевич свое выступление. Иначе
говоря: цифры бюджетного приема
будет определять специальная
межведомственная комиссия,
состоящая из представителей
Госкомтруда и Министерства
образования, причем
ориентироваться она будет на
реальный спрос промышленности. На
первый взгляд, решение как будто
правильное — зачем готовить лишние
кадры, умножать ряды безработных? —
но только не в нашей стране с ее
больной экономикой. Вот
красноречивый пример: подсчитали,
сколько химиков требуется сегодня
нашим предприятиям. Оказалось, аж 200
человек на всю Россию. Если
исходить из этой цифры, то можно, не
раздумывая, закрыть химфаки по всей
стране, оставив только столичные. А
если бы спросили у нашего народного
хозяйства, сколько ему требуется,
положим, геологов, ответом и вовсе
было бы гробовое молчание — не в
цене нынче эта романтическая
профессия. Что, в общем-то, понятно:
промышленность наша по-прежнему
скорее мертва, чем жива.
Ректоры
полагают, что при таком
прямолинейно прагматичном подходе
к подготовке кадров можно наломать
дров, из которых потом лес уже не
вырастишь. Если закроем не
пользующиеся спросом вузовские
специальности (а их до половины от
общего числа наберется), то с чем в
таком случае придем к
долгожданному экономическому
подъему, который, как считается,
брезжит где-то на горизонте? И кто
этот подъем в отсутствие
специалистов будет осуществлять? В
преддверии его вузы, напротив,
должны, как никогда прежде,
работать на опережение спроса
(заметим кстати, что даже в
благополучных западных странах
специалистов готовят "с
запасом", а в некоторых — в
Японии, Америке — взят курс на
всеобщее высшее образование).
Явное
лоббирование интересов столичных
вузов в ущерб провинциальным
просматривается, по словам
М.А.Винокурова, и в других деяниях
реформаторов. К началу нынешнего
года произошло резкое сокращение
диссертационных советов — почти
вдвое. Цель вроде бы благая —
укрепление авторитета таких
советов, их научного веса, но, с
другой стороны, теперь две трети
советов сосредоточены в Москве и
Санкт-Петербурге, а значит,
взращиванию наших молодых научных
кадров созданы новые препоны — при
нынешней дороговизне авиа- и
железнодорожных билетов не
больно-то в столицы наездишься.
Выходит, науке российской
прирастать Сибирью будет теперь
куда труднее.
Несправедливым
считают ректоры и распределение
финансирования. Если московским
вузам, заведомо более
благополучным, его повышают нынче
на 50 и более процентов, то
провинциальным, особенно
пострадавшим за минувшее 10-летие, —
максимум на 20-30 %… Вся эта цепочка
мер, ударяя одним концом по вузам,
другим бьет по населению — по всем
нам, ведь образование станет еще
более дорогим и недоступным.
Словом,
высшая школа вступает, отнюдь не по
своей воле, в тревожный и
переменчивый период
реформаторской непогоды. Сегодня
уже ни для кого не секрет: реформы
"по Грефу" это новое, лишь
несколько видоизмененное, издание
отвергнутых реформ 3-летней
давности. Но если тогда с
педагогической общественностью
хотя бы советовались (благодаря
чему и удалось от них отбиться), то
сегодня внедряют в приказном
порядке, утвердив план
реформирования распоряжением
правительства. Слава богу, что хотя
бы не "оптом" внедряют: тот же
единый государственный экзамен,
вокруг которого сломано столько
копий, будет апробироваться в
порядке эксперимента в 10 регионах в
течение 2-3 лет. Ректоры в
большинстве своем уверены: затея с
ЕГЭ в ее нынешнем виде благополучно
провалится, как и иные
непродуманные и непросчитанные
начинания.
Всем ведь, по
сути, ясно: образование наше
нуждается в единственной
первоочередной реформе — в
улучшении финансирования. По
словам В.Садовничего, ректора МГУ,
выступавшего на недавнем 6 съезде
ректоров, если бы сегодня ощутимо,
не менее чем в 2 раза, повысили одну
только зарплату, то сфера
образования ответила бы таким
мощным всплеском обновления, какой
все вместе взятые реформаторские
ухищрения вызвать не в состоянии.
Но пока, к сожалению, об этом можно
только мечтать.