издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Здесь обитают муза и наука

Здесь
обитают муза и наука

Александр
КОШЕЛЕВ,
наш нешт. корреспондент

В квартирных
объявлениях уже давно не пишут
"Академгородок не предлагать".
Тем, кто работает в центре и
пользуется там попутно культурной
инфраструктурой, — не найти
лучшего, чем Академгородок,
спального микрорайона. А вот кто в
городке и живет, и работает, тому
похуже: зрелищные предприятия или
помещения, где можно было бы просто
посидеть, поговорить, пообщаться с
людьми искусства — это проблема, за
Ангару не наездишься, особенно
когда холодно, когда зима. Дом
ученых так и не родился.
"Мини-макс" у энергетиков,
"Березка" у химиков,
"Добровольное общество
любителей юмора" у географов —
все эти клубы общего пользования, а
встречи с художниками, когда
неформально общались в гостях друг
у друга сотрудники разных
институтов — это все в
доперестроечном прошлом.

Но, во-первых,
все-таки не все старое доброе
кончилось, во-вторых, родилось и
живет доброе новое: свято место не
бывает пусто.

В декабре 1994
года в публичной библиотеке
Академгородка открылось вечернее
кафе "Арт", придуманное и
ведомое с тех пор главным
библиотекарем Альбиной
Александровной Патрушевой. Такая
форма активной
культурно-просветительской
деятельности в дополнение к
собственно библиотечной работе
была там и раньше: официальное
открытие литературной гостиной
состоялось десять лет назад —
тематической встречей с нашим,
наверное, главным декабристоведом
незабвенным Марком Сергеевым.
Десять лет — это добрая сотня
встреч с литераторами, художниками,
музыкантами, краеведами. Последние
годы такие вечера проходят строго
регулярно — раз в месяц.
Зрительское ядро давно сложилось —
это, естественно, жители
Академгородка, в том числе ветераны
институтов Иркутского научного
центра, но, привлеченные интересной
для них темой, приезжают жители и
других районов города, так что
гостиная, в которую на вечер
преобразуется читательский зал,
заполняется до отказа. И гостей
принимать не стыдно не только
потому, что программы интересные: к
новому, 2000, году в библиотеке
засияли новые люстры и бра, вместо
перегородок появились витые
бронзовые решетки, словом, здесь
стало, как и следует быть в городке
науки.

У гостиной
появилось и долгосрочное
планирование: в начале января 2001
года сверстали программу встреч до
декабря — вот так! Каждая встреча —
как бы трехслойный сандвич. Нижний,
базовый слой — музыка: рассказ о
композиторе, певце. На январской
встрече героем здесь был Моцарт, о
жизни и творчестве которого
рассказала сама хозяйка гостиной
Альбина Патрушева, рассылая по
столикам копии иллюстраций из
перелистываемых по ходу книг. А
потом директор детской музыкальной
школы Академгородка Людмила
Павлова продемонстрировала
образчики результатов работы
школы: ребята исполнили на пианино
несколько произведений двух
Моцартов: Леопольда-отца и
Вольфганга-сына. И сама Людмила
Ивановна показала, что она — не
только директор, учитель, теоретик
(ее высказывание во вступительном
слове: "не бывает прогресса в
искусстве" — вызвало в гостиной
неоднозначный шумок…): в четыре
руки с Асей Балышевой они сыграли
романс из "Серенады для
струнного оркестра"
Моцарта-сына. Музыкальная школа,
как и библиотека, держат марку
Академгородка: победы и призовые
места на всероссийских и
региональных конкурсах, питомцы
школы учатся в Новосибирской
консерватории.

Второй слой
библиотечных вечеров — либо
литература, либо живопись. В январе
это было 160-летие французского
живописца, графика и скульптура
Огюста Ренуара. Живопись — епархия
Светланы Бараш. По столикам пошли
могучие фолианты с закладками
произведений, которыми
иллюстрировался лиричный и
профессиональный рассказ Светланы
(и любит, и знает живопись молодой и
симпатичный библиотекарь), брошюры,
копии произведений художника.

Прослойка,
центр всех двенадцати встреч на год
— это наука (Академгородок!):
проблемы и достижения космофизики,
биологии, химии, геологии, механики
— тех чуть ли не всех отраслей
знания, где работают сотрудники
институтов Иркутского научного
центра. Открытие рубрики в январе
было поручено Институту систем
энергетики (совпадение: упомянутая
Ася Балышева — внучка сотрудника
ИСЭМ). Рассказ о первых шагах
электрификации в Сибири, в нашей
области, в нашем городе, где первая
лампочка, как записано в летописи,
включили в 1901 году — мы шли вровень
с Санкт-Петербургом, Лондоном,
Парижем. В мае 1890 года
электрический рубильник в
Красноярске зажгли к приезду
цесаревича Николая Романова. .. В 1896
году на золотых приисках Бодайбо
была пущена первая в Российской
империи высоковольтная линия
электропередачи, потом заработала
опять же первая энергосистема с
шестью ГЭС и дровяной
теплоэлекстростанцией.

Дальше была
презентация научной по содержанию
и весьма занимательной, понятной по
форме книги "Современные
проблемы и будущее гидроэнергетики
Сибири". Автор книги, ветеран
ИСЭМ Владимир Александрович
Савельев (в списке сотрудников он —
третий по стажу) говорил,
собственно, не о книге, а о таких
общеинтересных проблемах, как
надежность ГЭС вообще и Ангарского
каскада, в частности: проблемы есть,
но плотины вообще надежны, за их
состоянием постоянно наблюдают, их
"конопатят". Влияние на Байкал
— да, есть такое дело: уровень
поднялся и колеблется при
изменении стока — но такое и от
естественных причин при
многодневных дождях и засухах
бывает… А вот зимних, при крутых
морозах наводнений, которые
довольно регулярно случались в
Иркутске и о которых многие
горожане помоложе не слыхивали —
такое после ввода нашей ГЭС
практически исключено, потому что
Ангара после турбин электростанции
не только не может перемерзнуть, но
и льдом-то сверху покрывается не
сразу, обычно ниже старого моста.

Следующая
встреча — 27 февраля: 210-летие
живописца Сильвестра Щедрина,
презентация Института
солнечно-земной физики, потом
"Прелюдии и фуги Иоганна
Себастьяна Баха" — с
фортепианными иллюстрациями
учащихся музыкальной школы. Так что
милости просим!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры