Как делили энергию
Как
делили энергию
5 февраля этого года Высшим
арбитражным судом Российской
Федерации была поставлена точка в
многолетнем споре между Российской
Федерацией и Иркутской областью в
отношении 40% акций ОАО
"Иркутскэнерго".
Прокомментировать судебное
решение мы попросили Сергея
ГУСЕЕВСКОГО, заместителя главы
администрации, председателя
комитета по управлению
госимуществом области.
—
История конфликта уходит своими
корнями в 1992 год. Почему
понадобилось почти десять лет,
чтобы его разрешить?
— В
начинающемся тогда процессе
приватизации Иркутская область
пыталась отстоять свои интересы
как субъекта Российской Федерации.
Действующая в 1992 году Конституция
РФ давала некие общие основания для
того, чтобы регионы могли заявлять
подобные требования. Однако наряду
с правовой возможностью
существовала еще достаточно
жесткая определенная процедура
оформления субъектами своих прав
собственности на те или иные
объекты, применять которую
Иркутская область в лице
тогдашнего руководства не сочла
необходимым. Определенную эйфорию
и уверенность в собственной
правоте привнесло и решение
Конституционного суда РФ в 1993 году,
которое, однако, только указало на
возможность нахождения в
собственности субъектов РФ
объектов и предприятий
топливно-энергетического
комплекса, но не вынесло никаких
конкретных решений в отношении
приватизации ОАО
"Иркутскэнерго" и не
подтверждало права собственности
Иркутской области в отношении
конкретного пакета акций. Вопреки
расхожему мнению Договор о
разграничении предметов ведения и
полномочий между РФ и Иркутской
областью от 1996 года, в котором
оказалась записана фраза о том, что
"разграничение государственной
собственности в
электроэнергетическом комплексе
области осуществляется, учитывая
результаты состоявшихся
акционирования и приватизации
предприятий электроэнергетики",
не закреплял за Иркутской областью
права собственности на конкретный
пакет акций ОАО
"Иркутскэнерго". Хочу
отметить, что суд, рассматривая
спор, принял во внимание все
вышеуказанные документы, так или
иначе касающиеся проблемы, и пришел
на их основании к выводу, что
передача какой-либо части пакета
акций ОАО "Иркутскэнерго" в
собственность Иркутской области не
предусматривалась.
— Почему
же именно 15,5%? Откуда взялась эта
цифра?
— Напомним,
что в плане приватизации за
комитетом по управлению
госимуществом области изначально
закреплялось владение 24,5% акций ОАО
"Иркутскэнерго", то есть
половина спорного пакета.
Признание судом за Иркутской
областью прав на владение,
пользование и распоряжение 15,5%
акций ОАО "Иркутскэнерго", а не
половины спорного пакета акций —
это правовая оценка действий
областной администрации в период
1993—1994 годов. В 1993 году по решению
комитета по управлению
госимуществом области состоялась
продажа на чековом аукционе 9% акций
ОАО "Иркутскэнерго", и суд учел
эту продажу в доле пакета акций,
подлежащего передаче во владение
Иркутской области. О том, что более
соответствовало интересам области
и ее населения — продажа 9% акций или
сохранение прав области на
управление ими, теперь можно только
догадываться. Вообще возникает
много вопросов, когда знакомишься с
данными реестра акционеров ОАО
"Иркутскэнерго".
—
Решение суда кто-то подает как
"проигрыш" администрации, а
кто-то как "победу"…
— Попытки
выдать решение суда за
"проигрыш" действующей
администрации не только выглядят
неубедительно, а, скорее,
свидетельствуют о нежелании
расстаться с красиво придуманной и
поддерживаемой много лет легендой
о том, что Иркутская область
является собственником или как
минимум "потенциальным
собственником" половины
государственного пакета акций ОАО
"Иркутскэнерго", что власть
"потеряла" все достижения
прежней администрации. Язык фактов
говорит об обратном: рано или
поздно вещи были бы названы своими
именами, и от того, когда бы это
случилось — при прежней
администрации или при нынешней,
суть вещей не изменяется.
Российская Федерация всегда
считала "Иркутскэнерго"
федеральной собственностью, так же,
как полученные в результате его
акционирования и приватизации
акции, и на это имелись законные
основания. Защита прав и интересов
Иркутской области осуществлена не
на мнимых интерпретациях, а на
основании буквального толкования
положений, содержащихся в
Конституции Российской Федерации и
других законодательных документах.
Область по праву должна
участвовать в управлении важнейшим
для ее населения и экономики в
целом предприятием. Решение суда
позволяет отстаивать наши
региональные интересы, так же как и
имеющиеся ограничения по
отчуждению, залогу, а также
передаче функций по управлению, в
свою очередь, не позволяют органам
государственной власти Российской
Федерации произвести указанные
действия без учета мнения
Иркутской области.