Раз закон, два закон...
Раз
закон, два закон…
Главная
политическая интрига вот уже
несколько дней вертится вокруг
того, по какому закону мы будем
выбирать губернатора. Прежний
закон о выборах губернатора, по
которому выбирали главу области в
1997 году, устарел. Российское
законодательство вообще вещь
чрезвычайно изменчивая: Госдума
постоянно пересматривает
федеральные законы, стремясь
довести до ума "сырое"
постсоветское право, а заодно и
потрафить новым кремлевским
веяниям. Наш, "иркутский" закон
о выборах губернатора тоже не был
образцом избирательного
законодательства: злые языки
говорят, что он написан персонально
под прежнего губернатора Юрия
Ножикова.
С принятием
Госдумой Закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации"
ряд норм старого закона Иркутской
области о выборах губернатора
вступил в противоречие с
федеральным законодательством.
В принципе,
возможны два пути изменения
"нехорошего" закона. Во-первых,
руководствуясь нормами,
прописанными в федеральном законе,
можно было внести поправки в
прежний текст. В таком случае
изменению подвергнутся 52 статьи, а
в результате получится совершенно
новая редакция закона. Именно по
этому пути предлагала пойти
администрация Иркутской области.
Другой
вариант предложен избирательной
комиссией Иркутской области.
Проанализировав законы "О
выборах депутатов Государственной
Думы" и "О выборах Президента
РФ", специалисты избиркома
подготовили совершенно новый
вариант закона. Кстати, свой проект
председатель избиркома Виктор
Игнатенко вынашивал почти полтора
года, рассчитывая, что
администрация области примет за
основу именно его. И вдруг — у
аппарата свой вариант закона, а
комиссия не имеет права
самостоятельно выступать с
законодательной инициативой:
избирком выручили депутаты ЗС
Геннадий Истомин, Юрий Фалейчик и
Борис Алексеев, от своего имени в
порядке законодательной
инициативы представив "закон
Игнатенко".
Представление
на рассмотрение сессии сразу двух
вариантов одного и того же
законопроекта — случай, в практике
областного собрания
беспрецедентный. Судьбу законов
пришлось решать рейтинговым
голосованием. Большинством в 23
голоса (где она, канувшая в лету
заветное соотношение сил 19 на 19) в
первом чтении был принят
"депутатский" закон. Теперь
комитет по законодательству о
государственном строительстве
будет его дорабатывать. По словам
председателя комитета Бориса
Алексеева, депутаты постараются
оперативно подготовить свои
предложения, и уже к четвертой,
внеочередной сессии ЗС, которая
должна состояться 16 февраля,
подготовить законопроект ко
второму чтению.
Скорее всего,
во втором чтении главные баталии
развернутся вокруг сроков
проведения избирательной кампании
и собственно избирательной
формулы. В своем варианте юристы
областной администрации
предлагали сократить сроки
избирательной кампании до 70 дней
(против 90, предусмотренных в
"депутатском" проекте). По
мнению заместителя главы областной
администрации Людмилы Берлиной,
этого времени вполне достаточно,
чтобы собрать подписи и провести
агитацию.
Возможно, что
вызовет дискуссию вопрос о
количестве подписей, которые нужно
собрать желающим для регистрации в
качестве кандидата в губернаторы.
Законопроект предполагает, что
кандидату нужно собрать 2% голосов,
хотя кому-то может показаться, что
достаточно и 1%.
Главные
разногласия возникнут вокруг
"избирательной формулы".
Избирком предлагает проводить
выборы по аналогии с
президентскими: при явке 25%
избирателей победителем считается
тот, кто в первом туре наберет 50%
плюс один голос. Если же кандидаты
не уложатся в 50- процентный барьер,
то проводится повторное
голосование, в котором принимают
участие два кандидата, набравшие
наибольшее количество голосов.
Администрация, вынужденная
считаться с тем, в какую сумму
обойдется бюджету второй тур, будет
настаивать, что для победы
кандидату достаточно собрать не
менее 25% голосов избирателей. В
таком случае получится практически
гарантированное однотуровое
голосование.
Естественно,
что за "избирательной
формулой" нового закона скрыта
чистая политика. Выборы
губернатора в два тура дают больший
простор для политической игры. Если
надежды антигубернаторской
оппозиции сбудутся, и Борис Говорин
не победит в первом туре, вокруг его
конкурента могут быть образованы
самые замысловатые союзы и альянсы.
Хотя, как говаривал товарищ Сухов, —
"Это вряд ли…" Напомним, что в
1997 году тогда еще мэр Иркутска
Борис Говорин набрал 51% голосов
избирателей с первого захода.
Дмитрий
ЛЮСТРИЦКИЙ,
"Восточно-Сибирская правда"