"Иркутянка. Портрет на рубеже веков"
"Иркутянка.
Портрет на рубеже веков"
И.И. ТЕРНОВАЯ
Женщина-иркутянка…
В чем ее отличие от москвички или
жительницы С.-Петербурга? Чем
отличалась она, живущая на рубеже XIX
и XX вв., от нашей современницы?
Только ли образованием,
воспитанием, манерами, прическами
или платьем?
Начнем,
пожалуй, с ее появления на свет. В
Иркутске это могло произойти в
родительном доме Л.С. Зисмана,
расположенном на углу улиц Большой
и Грамматинской (К. Маркса и
Каландаришвили) или в
родовспомогательном заведении
Базановского приюта. Многие
иркутянки предпочитали рожать
дома, приглашая акушерок, чьими
объявлениями пестрели иркутские
газеты и справочники.
Глядя на
детские фотографии, обращаешь
внимание на костюмы, в которые
одеты юные иркутянки. Детей
дошкольного возраста одевали
пестро и разнообразно. Девочек, как,
кстати, и мальчиков, до трехлетнего
возраста одевали в короткие яркие
платьица с квадратным вырезом и
боковой застежкой на левую сторону.
Как мальчики, так и девочки носили
однотонные носочки разных цветов с
яркой каймой и белые или коричневые
чулочки. Обувью служили мягкие
ботиночки из цветной или белой
кожи, лакированные черные туфельки
с одной перемычкой, летом —
сандалии.
После
четырех лет костюмы мальчиков и
девочек начинали отличаться друг
от друга. Платья девочек
становились длиннее, на них
появились воланы, отделочные
пуговицы и шнуры. Юбки от пояса
делались в складки и
плиссированными. Летние платья
отделывались ажурной прошвой.
Распространены были платья,
стилизованные под матросский
костюм. На фотографиях начала ХХ в.
часто встречаются девочки, одетые в
подобные костюмы. Матросский
воротник был не только синий, но и
красный и черный. Сзади на
воротнике вышивали якоря. Манжеты
соответствовали цветом и отделкой
воротнику.
Характерной
деталью для невыходных платьев
были разнообразные передники с
бретельками, часто отделанные
кружевами и прошивками, более
нарядные, чем само платье.
Передники делали из белой, цветной
и полосатой шелковой и
хлопчатобумажной ткани.
Большинство
девочек буржуазного сословия, а
также дети интеллигенции с
7-8-летнего возраста носили форму
учебных заведений. Форму носили не
только при посещении школы, но и во
внешкольное время. В неформальной
одежде дети ходили в дошкольном
возрасте, а также на даче или в
поездках за границу. В
торжественных случаях — посещение
гостей, детских балов, хождение в
театр и т.д. — дети школьного
возраста обязательно были в форме
того или иного учебного заведения.
Обычно до 8-10
лет девочки воспитывались дома,
хотя в Иркутске и существовал
"Детский сад", открытый 4 марта
1869 г. В 1871 г. в нем воспитывалось 29
девочек, в 1873 — 58, 1883 — 60, в 1909 — 30
девочек. В "Детском саду" в
трех группах воспитывались дети
обоего пола дошкольного возраста.
Детей учили рисовать и различать
различные геометрические фигуры,
прививали навыки счета в пределах
первого десятка, развивали
наблюдательность. В двух старших
группах дети изучали чтение и
письмо, естествознание, географию и
историю родного края, были введены
и уроки труда. "Детский сад"
посещали в основном дети купцов и
чиновников.
Основание
образованию женщины в России было
положено в царствование
императрицы Екатерины II; по ее
указу был учрежден первый женский
институт, названный
"Воспитательным обществом
благородных девиц", впоследствии
переименованный в Смольный
институт. В Смольном институте было
два отделения: одно для воспитания
барышень, а другое — мещанское, для
воспитания будущих служанок;
последних обучали иностранным
языкам. Об умственном развитии
барышень почти вовсе не заботились,
а старались развить только вкус да
"изящное сердце", что видно уже
из одной программы преподавания:
языки — русский, французский,
немецкий, итальянский, архитектура,
геральдика, скульптура, рисование,
танцы, музыка, токарное ремесло,
рукоделие, знакомство с хозяйством,
история и география, арифметика.
Вслед за учреждением Смольного
института начали появляться и
другие подобные учебные заведения.
В Иркутске
начало женскому образованию было
положено в 30-е годы XIX в. с открытием
в 1838 г. Сиропитательного дома Е.М.
Медведниковой, которая завещала на
его учреждение 70 тыс. рублей. Цель
устройства такого заведения
заключалась в том, чтобы
"некоторым образом призреть
совершенно неимущих бедных
сирот". Сыновья Е.М.
Медведниковой Иван и Логин
исполнили волю покойной матери,
каждый из них внес половину
завещанной суммы на устройство
Сиропитательного дома. Данное
заведение содержалось на прибыли
от оборотов учрежденного при нем
банка, также носящего имя Елизаветы
Медведниковой.
На первых
порах Сиропитательный дом не имел
собственного помещения, и тогда
свой городской дом уступил
учебному заведению В.Ф. Раевский. В
1840 г. было построено собственное
каменное здание по проекту
иркутского архитектора А. В.
Васильева. Пристройка
"крыльев" была завершена в
1882-1884 гг.
Сиропитательный
дом находился в ведении Иркутского
военного генерал-губернатора и
управлялся Советом, подчиненным
почетным попечителем, в числе
которых состояли иркутский
губернатор и городской голова.
Воспитание и
обучение в Сиропитательном доме,
который принадлежал к 3 разряду
женских учебных заведений, по
замыслам его попечителей,
"направлены были к тому, чтобы,
развивая воспитание умственно и
нравственно, в то же время снабдить
их такими практическими знаниями,
которые давали бы возможность по
выходе из заведения жить
собственным трудом".
В
Сиропитательном доме обучение
воспитанниц велось в трех
общеобразовательных классах,
разделенных на два отделения —
старшее и младшее, и
специально-рукодельном классе.
В
общеобразовательных классах
преподавались следующие предметы:
Закон Божий, русский язык и
церковно-славянское чтение,
арифметика, история, география,
естествоведение, чистописание,
рукоделие, пение, гимнастика. В
специально-рукодельном классе
воспитанницы обучались кройке и
шитью, сами шили себе одежду и
белье, кроме того поощрялось
изготовление ими вещей для продажи
на выставках рукодельных работ.
Вырученные деньги выдавались
воспитанницам при их выходе из
заведения. Воспитанницы
Сиропитательного дома сами
готовили себе обед, стирали часть
белья, мыли посуду и полы,
занимались хозяйством, живя в
летнее время на даче. Таким образом
их воспитатели старались привить
девочкам опыт в домоводстве, любовь
к труду.
По окончанию
общеобразовательного курса
обучения воспитанницы имели право
остаться еще на год или на два для
обучения в ремесленном отделении.
Здесь их обучали всем видам
домашнего хозяйства, умению печь
хлеб, заниматься молочным
хозяйством, огородничеству, шитью
белья и одежды, кулинарии.
Возраст
воспитанниц Сиропитательного дома
колебался от 7 до 17 лет. В 1894 г. здесь
насчитывалось 226 человек. Из них
бесплатно обучалось 179 человек, 30
были стипендиатками и 17 —
пансионерками.
Аттестат об
образовании, полученный в
Сиропитательном доме, не давал его
обладательницам права занятия
педагогической деятельностью, и
поэтому его выпускницы должны были
держать экзамен на получение
диплома учительниц
церковно-приходских и сельских
школ в других женских учебных
заведениях Иркутска.
В октябре 1917
г. была сделана попытка открытия в
Сиропитательном доме
гимназического курса в 5 классе. В
остальных классах преподавание
было доведено до программы
4-классной мужской гимназии. Было
введено преподавание французского
языка. В сентябре 1918 г. здесь был
открыт шестой класс. Но в связи с
реорганизацией Сиропитательного
дома в 1920 г. обучение по данной
программе было прекращено.