"Мы Вас любим" признаются дети в своих посланиях ТЮЗу
"Мы
Вас любим" признаются дети в
своих посланиях ТЮЗу
Светлана
МАЗУРОВА,
Восточно-Сибирская правда"
Разговор с главным
режиссером о талантах и
поклонниках, о репертуаре и новом
здании
Поклонники
Мне показали
книгу отзывов, что находится в фойе,
в которой, я и сама видела не раз,
зрители с удовольствием
высказывают свои мнения о
спектаклях, о режиссуре, игре
актеров, декорациях (нередко бывало
— школьники в очередь к сей книге
выстраивались!). Полистать ее
интересно.
"Мы вас
очень любим! Мы — ваши постоянные
зрители", — пишут семиклассники.
"Классный
театр!" — поддерживают
шестиклашки.
"Поздравляю
вас с приобретением постоянной
зрительницы (то есть меня). Я навеки
ваша поклонница!" (следует
подпись).
"Я уже
бабушка, но с удовольствием езжу на
ваши спектакли из Ангарска".
"Спасибо,
что вернули нас в Страну
Детства".
"Очень
рада, что первым театральным опытом
для моего ребенка был ваш спектакль
"Руслан и Людмила". Большое
спасибо!"
Наши
современные детки выражаются, как
могут, но явно от души (сплошные
восклицательные!):
"Просто
классно. Очень угарный спектакль.
"Волшебник Изумрудного
города" — это круто".
"Спасибо. Я
хочу, чтобы все спектакли были
такими же веселыми, как
"Пеппи"", — выводит вежливая
девочка.
— Эти
откровения дают такие силы для
работы! — говорит главный режиссер
ТЮЗа Виктор Токарев.
Репертуар
— Виктор
Степанович, время от времени
раздаются голоса критиков в адрес
вашего театра: вы не ставите пьесы
на современные темы, интересные для
нынешней молодежи. Как будто нет
таких проблем, как наркомания,
проституция. Ваш театр — музей, где
есть только классика…
— Да, мы не
раз слышали такие упреки.
Наши
фундаментальные основы — русский и
мировой классический репертуар для
детей и молодежи. Давайте посмотрим
на нашу афишу. Русская классика:
"Руслан и Людмила" Пушкина,
"Конек-Горбунок" Ершова,
"Каменный цветок" Бажова,
"Золотой ключик" Толстого.
Зарубежная: "Маугли" Киплинга,
"Дюймовочка" Андерсена,
"Пеппи Длинныйчулок" Линдгрен.
Это спектакли для детей. Вечерние,
молодежные: "Укрощение
строптивой" Шекспира, "Печеная
тыква, или Разлад по-итальянски"
по пьесе Гольдони "Кьоджинские
перепалки", "Дама-невидимка"
Кальдерона. Русская и советская
классика: "Женитьба Белугина"
Островского, "Последний срок"
Распутина, "Мы бежали от
заката" по произведениям
Вампилова, "Любовь и голуби"
Гуркина.
Что касается
спектаклей на современные темы…
Да, нам необходимы пьесы для
молодежи, и постоянно идет поиск
такого материала, как когда-то у нас
были очень популярные спектакли
"Милый Эп" Геннадия Михасенко
или "Мужчина 17 лет" Игнатия
Дворецкого.
Пьес,
казалось бы, немало. Но пока они не
попадают в репертуар нашего театра
по каким-то нашим внутренним
эстетическим установкам: в одних
много "чернухи", другие более
подходят для драматического
театра, нежели для молодежного,
третьи грешат тем, что постоянно
муссируют темы наркомании,
проституции. Да, эти страшные
явления существуют в нашей жизни. И
порой раздаются голоса: а почему же
ТЮЗ остается в стороне от этих тем?
Потому что материала такого уровня,
какой написал Александр Вампилов в
самой его сложной, острой пьесе
"Утиная охота" — пока нет. А
разве имеет смысл брать материал на
эти злободневные темы низкого
литературного уровня? Этим можно
просто нанести вред и театру, и
зрителю. Может быть, сегодня как раз
важнее, если мы сделаем спектакль
для молодежи на примере
классической темы. Скажем, по
пьесам Шекспира или Гольдони… А
появится пьеса на современные темы,
о современной молодежи, как, скажем,
киносценарий Юрия Клепикова
"Незнакомка", в которой будет
тяга к просветлению, очищению,
прорыва к свету, — тогда мы поставим
такую пьесу. Засорять же репертуар
случайными однодневками
категорически не будем. Это позиция
нашего театра.
—
Расскажите, пожалуйста, о ближайших
премьерах.
— Первой
премьерой станет мюзикл
"Айболит-2001". Инсценировка
совершенно оригинальна, не похожая
на известный фильм. Иркутский
композитор Сергей Маркедонов
написал музыку, а художник Светлана
Пекарина сделала макет спектакля,
интересные эскизы костюмов. Все
должно быть ярко, красочно,
динамично, с иллюминацией, с
песнями и танцами. В работе заняты
участники детской
хореографической студии
"Мотылек" и вокальной студии,
студенты
музыкально-педагогического
колледжа и, конечно, актеры нашего
театра.
В весенние
каникулы ребят ждет встреча с
"Урфином Джюсом и его
деревянными солдатами". Это
будет продолжение дилогии
"Волшебник Изумрудного
города".
У нас есть
перспективный план, который
рассчитан не на один год. Список
довольно внушительный.
Замечательные сказки для малышей:
"Маленький Мук", "Красная
Шапочка" (мюзикл), "Садко",
для 11-13-летних ребят — "Остров
сокровищ". Вечерний репертуар:
"Степной Король Лир",
"Идиот", "Дон Жуан в
Севилье", "Алые паруса"
(мюзикл), "Маскарад"
Лермонтова, "Жаворонок" Ануя,
"Тристан и Изольда",
"Учитель танцев",
"Вестсайдская история",
"Мастер и Маргарита",
"Гроза",
"Человек-амфибия"…
Но у нас
серьезные финансовые проблемы с
обеспечением спектаклей красивыми
декорациями, костюмами,
аппаратурой должного уровня
(звуковой и световой). Сегодня,
приходя на спектакли в музыкальный
или драматический театры, молодежь
видит там достаточно высокий
технический уровень. А наши цеха
физически не справляются с тем
объемом, который мог бы предложить
творческий коллектив.
Мешают
нашему творчеству и другие
проблемы. Чрезвычайно сложная
задача — формирование труппы.
Практически невозможно заманить к
нам в театр молодежь из
театрального училища, особенно
иногородних и семейных. Потому что
мы не можем предоставить им жилье и
хотя бы такой минимум заработной
платы, чтобы молодой человек смог
как-то прожить. Мы приглашали к себе
выпускников с курса Валентины
Александровны Дуловой — очень
перспективных, интересных, актеры
именно такой индивидуальности
нужны нашему театру. Мы смотрели их
в спектаклях, разговаривали с ними,
а потом они уехали в Омск, где
получили элементарные социальные
гарантии.
Я очень
обеспокоен положением молодежи в
нашем театре. Актеры вынуждены в
ущерб своему здоровью
подрабатывать где-то на стороне:
ведут какие-то ночные шоу, ездят со
своими постановками по школам и
детским садам. Выматываются, при
этом театр уходит на второй план. И
это не их вина, а беда в целом нашего
театра. Буквально вчера пришел
актер: "Я увольняюсь. У меня двое
детей, а я не могу даже себя одного
обеспечить, хотя занят в театре с
утра до ночи". А он нам нужен!
"Балласта" в нашем театре нет,
все заняты.
Реконструкция
—
Услышала недавно о ТЮЗе, что у вас
то ли авария, то ли ремонт, то ли
течет крыша, поэтому состоялся (или
готовится?) переезд. Развейте слухи.
— Грядет
реконструкция здания нашего
театра, об этом много писали и
говорили. У нас теперь есть филиал,
где уже состоялась первая премьера
сезона — спектакль "Печеная
тыква…". Это филиал драмтеатра
имени Н.П. Охлопкова на улице
Ленина, 23, "старая музкомедия",
как еще называют его иркутяне. В
конце года мы туда переедем. Свои
новые постановки уже планируем на
ту площадку.
Надо сказать,
что в филиале нас ждет немало
трудностей. Зрительный зал там
неудобен для детей. Сцена находится
слишком высоко. Чтобы увидеть, что
происходит на ней, многим ребятам
приходится вставать и смотреть
спектакль стоя.
В нашем
театре на сцене есть круг. В детских
спектаклях порой необходимо его
присутствие, ведь он задает
движение. В том здании круга на
сцене нет. Чем мы его заменим —
вопрос. Нет там и люков. Оркестровая
яма сложно закрывается. Мы же в
работе используем все — и люки, и
круг, и оркестровую яму, ведь
детские спектакли специфичны, там
необходима динамика, иначе дети
быстро устают. Придется по-новому
решать некоторые спектакли,
корректировать их, отчего они могут
многое потерять. Но переезд неизбежен. Уже есть эскизные
проекты, макеты нового театра.
Задуманы малая сцена, зимний сад,
дополнительные игровые площадки в
зрительном зале. Детские спектакли
предполагают неожиданность,
какое-то чудо. И игровые площадки —
слева, справа, в центре зала — это
замечательная идея! Появятся
дополнительные возможности для
разнообразных проявлений
режиссерской фантазии.
В планах —
строительство нового здания для
наших производственных мастерских
(где будут изготавливать и
оформлять декорации, костюмы, как
говорится, по последнему слову
техники) и подсобных помещений.