Губернатор и председатель
Губернатор
и председатель
Дмитрий
ЛЮСТРИЦКИЙ, "Восточно-Сибирская
правда"
В конце
прошлой недели губернатор
Иркутской области Борис Говорин
вернулся из Красноярска, где
принимал участие сразу в двух
важных мероприятиях. Во-первых, он
участвовал в очередном заседании
совета Сибирского федерального
округа. Во-вторых, губернаторы
Сибири и Дальнего Востока провели
заседание координационного совета
Ассоциации "Сибирское
соглашение", на котором Борис
Говорин был избран председателем
МАСС. Об итогах этих мероприятий
Говорин рассказал на встрече с
представителями средств массовой
информации.
Губернатор
сообщил, что на совете округа
обсуждалось реформирование
Министерства путей сообщения, а
также социально-экономическая
ситуация, сложившаяся в регионах в
связи с экстремально низкими
температурами. "Реформирование
двух крупных монополий — МПС и РАО
"ЕЭС России" — это две
болезненные темы, которые сегодня
волнуют наше общество. Дискуссия
носит довольно жесткий характер,
высказываются полярные позиции.
Например, губернатор Аман Тулеев
поддержал концепцию
реформирования МПС (для меня,
отметил губернатор, его мнение
очень важно, потому что он сам
железнодорожник, в свое время
работал начальником Кемеровской
железной дороги). Напротив,
Александр Суриков, глава
администрации Алтайского края,
продемонстрировал полное
неприятие этой идеи. В итоге
решение совета таково: включить
силы Сибирского федерального
округа в процесс формирования
программы реформирования".
Борис
Говорин считает, что нужно четко
разделять принципы, которые лежат в
основе реформирования
Министерства путей сообщения и РАО
"ЕЭС России": " РАО ЕЭС —
частная компания, которая
использует государственные
капиталы. И когда менеджмент этой
компании вносит планы
реформирования РАО, это не может не
настораживать. А вот программа
реформирования МПС — это программа
реформирования отраслевого
министерства, которая в конце 2000
года была одобрена
правительством".
Кроме
концепции реформирования МПС,
губернаторов Сибирского округа
волнует ряд важных тем, связанных с
совершенствованием работы
существующей системы
железнодорожных перевозок. В
частности, речь идет о тарифах:
многие сходятся во мнении, что
существование двух тарифов
(экспортного и тарифа для
внутренних перевозок) является
поводом для коррупции. Решая, по
какому тарифу отправлять те или
иные грузы, чиновники МПС могут
извлечь личную выгоду. Губернатор
сообщил, что министр путей
сообщения Аксененко согласен с
такой постановкой вопроса. Во время
своего пребывания в Иркутске
Николай Аксененко признал, что
целесообразно устанавливать
единый тариф для всех
грузоперевозчиков.
Что же
касается заседания совета МАСС, то
помимо выборов председателя
губернаторы на нем обсудили ряд
текущих организационных вопросов.
Например, в рамках активизации
кооперации субъектов Федерации,
входящих в округ, обсуждалась идея
формирования единого
продовольственного рынка. С
инициативой создания единого рынка
продовольствия выступил глава
администрации Алтайского края
Александр Суриков. Как известно, в
Сибири есть несколько регионов,
которые имеют условия для развития
сельского хозяйства, — это
Алтайский край, Новосибирская
область и Красноярский край. Они
располагают возможностями для
того, чтобы обеспечить регионы
Сибири зерном, в особенности —
фуражным, и заинтересованы в том,
чтобы соседи-сибиряки обращались
именно к ним, а не в отдаленные
территории. Насколько это
предложение выгодно, должна
обсудить рабочая группа, созданная
в рамках МАСС.
Председатель
межрегиональной ассоциации
"Сибирское соглашение" Борис
Говорин убежден, что сегодня в
работе ассоциации необходимо
многое менять. Субъекты Федерации,
являющиеся членами МАСС, не равны:
среди них есть области
самодостаточные и, наоборот, остро
дотационные территории. В связи с
этим они по-разному выстраивают
свои взаимоотношения с федеральной
властью, и чем сильнее себя
чувствует Федерация, тем
настойчивей она выступает за
перераспределение средств от
самодостаточных субъектов в пользу
дотационных. И здесь необходимо
отлаживать систему
взаимоотношений внутри ассоциации
с тем, чтобы борьба интересов не
заслоняла главные вопросы
деятельности межрегионального
сообщества.
При этом МАСС
не в коем случае не дублирует
деятельность совета Сибирского
федерального округа, подчеркнул
Борис Говорин. Структуры
федерального округа в первую
очередь существуют для контроля за
регионами, и они не имеют права
вмешиваться в повседневную
деятельность глав администраций
регионов. В рамках ассоциации
регионы выступают как равноправные
структуры. Ассоциация, в первую
очередь — инструмент передачи
опыта, накопленного разными
субъектами Федерации по управлению
отраслями экономики.
Говорин
намерен перестроить и аппарат
исполнительной дирекции МАСС.
Сегодня дирекция работает в
Новосибирске, невзирая на то, кто
является председателем МАСС. При
этом понятно, что, находясь в
Иркутске, председатель не в
состоянии организовать и
контролировать работу дирекции.
Однако регионы предоставили в
распоряжение дирекции
определенные финансовые средства,
бесконтрольность может привести к
печальным последствиям. Поэтому в
ближайшее время работа
исполнительной дирекции будет
кардинально перестроена.
Встречаясь с
журналистами, Борис Говорин
специально остановился на
политической ситуации, сложившейся
в Иркутской области. 2001 год — год
губернаторских выборов. Говорин
заявил, что примет участие в
выборах только в том случае, если
его попросят об этом избиратели:
"Действующему губернатору не
нужно рассказывать о каких- то
своих политических программах.
Перед избирателем — работа
губернатора Говорина за четыре
года. Теперь избиратель должен
оценить, отвечает ли она интересам
населения области или нет и, исходя
из этого, принять решение: стоит ли
просить губернатора
баллотироваться еще на один
срок". Сам Говорин не намерен
проявлять инициативу и
самостоятельно выдвигаться, и в
связи с этим его мало волнует
вопрос о том, когда будут выборы и
сколько на них будет кандидатов.
Выборы губернатора, с точки зрения
Говорина — это лишь механизм
формирования власти, и он не
намерен специально предпринимать
какие-то усилия, чтобы повлиять на
их результат.
Что же
касается предложения перенести
срок выборов на весну, то это лишь
попытка уйти от неудачного опыта
летних избирательных кампаний.
Попытка заставить избирателя
голосовать летом, когда у населения
и без того хлопот достаточно, —
своего рода насилие. Говорин
напомнил, что и четыре года назад
летние выборы возникли лишь как
последствия отставки предыдущего
главы администрации. Однако в
конечном итоге сроки выборов
определяет Законодательное
собрание, за которым и будет
последнее слово.