издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Он стоял у истоков

Он
стоял у истоков
Музыкальный
театр будет носить имя Н.М.
Загурского

Музыкальный театр возбудил
ходатайство о присвоении ему к
своему шестидесятилетию имени
корифея Иркутского театра
музыкальной комедии народного
артиста РСФСР Николая Матвеевича
Загурского.

Н.М.
Загурский — коренной иркутянин.
Окончил иркутскую среднюю школу в
предместье Марата.

В школе Коля
Загурский очень любил играть роли
стариков. Ни один спектакль,
поставленный иркутскими
школьниками, не обходился без его
участия.

Потом была
учеба в Новосибирском
хореографическом училище. По его
окончании — работа в Новосибирском
театре музыкальной комедии в
качестве артиста балета.

Природа
щедро наградила Загурского
прекрасными сценическими данными,
музыкальностью, обаянием. И уже в
следующем театре — Алма-Атинском
театре музыкальной комедии — ему
поручают исполнение небольших
ролей. Затем в театрах Казани,
Свердловска, Читы он уже с успехом
воплощал разные сценические
образы.

В 1939 году,
формируя труппу Горьковского
театра музыкальной комедии, Л.Ю.
Сагайдачный приглашает из Читы
молодого артиста Николая
Загурского.

В составе
труппы Горьковского театра
Загурский возвращается в свой
родной город. В марте 1941 года
Горьковский театр был
стационирован в Иркутске и стал
называться Иркутским областным
театром музыкальной комедии. Здесь
Н.М. Загурский проработал 35 лет.

Каждая новая
роль становится теперь как бы
ступенькой на пути к овладению
высотами искусства. Вот суетливый,
но мудрый дед Ничипор в "Свадьбе
в Малиновке", веселый балагур
Яшка-артиллерист в этом же
спектакле, потом жестокий и
надменный граф Кутайсов в
"Холопке". За этими ролями
пошли более сложные характеры:
сдержанный, полный душевного
благородства Кутузов ("Голубой
гусар"), глуповатый, трусливый,
веселый гуляка Черевик
("Сорочинская ярмарка"),
чудаковатый Пеликан ("Принцесса
цирка"), и так более 300 не похожих
друг на друга ролей, полных
жизненной достоверности и яркой
театральности.

Каждый из
этих характеров был наделен
неповторимой индивидуальностью.
Они рождались не в поисках
выразительности, а в том, чтобы
отыскать те единственные верные
душевные движения, которые
свойственны именно этому образу. У
Загурского был счастливый дар: он
умел ощутить и передать то, что
называется "зерном" образа.

Талант
психологического перевоплощения,
сценическая выразительность,
чувства меры и такта, верность
деталям завершенного рисунка
позволяют сегодня говорить о
Загурском, как о большом мастере
опереточного жанра.

Николай
Матвеевич был не только прекрасным
актером, но и хорошим режиссером. В
Иркутском театре музыкальной
комедии он поставил 17 спектаклей.
Наибольший общественный резонанс
получил спектакль "Королева
красоты" А. Новикова в его
постановке.

Этот
спектакль, убедительно
раскрывающий во всех его
компонентах — актерских работах,
музыкальном прочтении,
художественно-живописном
оформлении — темы героики, борьбы,
любви, имел большой успех не только
в Иркутске, но и на гастролях в
Куйбышеве, Пензе, Алма-Ате,
Караганде, Целинограде.

В октябре 1961
года Загурский был назначен
директором театра и более 15 лет
руководил им, продолжая быть
активно занятым в репертуаре в
качестве артиста и режиссера.

Благодаря
умелой организаторской работе
Загурского театр ежегодно выполнял
и перевыполнял свои
творческо-производственные и
финансовые планы. Он никогда не
проявлял иждивенческих настроений,
не просил дополнительно денег у
государства, а искал возможность их
заработать.

Загурский не
позволял труппе расслабиться, при
нем каждые полтора-два месяца —
премьера. Каждый новый спектакль
первое время играли по
десять-двенадцать раз в месяц, а то
и больше. Такое планирование
месячного репертуара давало
возможность актером
"выиграться" в свои роли и в
дальнейшем, когда спектакль играли
по одному разу в месяц, не проводить
никаких репетиций для того, чтобы
его вспомнить. Кроме того, эта
система позволяла
"раскрутить", организовать
вокруг нее ажиотаж и,
следовательно, привлечь зрителя.
Например, "Королева красоты",
выпущенная 20 февраля 1965 года, в
марте была сыграна 12 раз.

В то время
директора театров были слишком
ограничены в своих хозяйственных
возможностях. Но Загурский не
боялся для пользы дела нарушить
отдельные запреты: содержал
сверхштатных работников,
производил незаконные доплаты,
устанавливал ставки заработной
платы выше утвержденной
тарификации. Получал за это
выговоры, но, зная свою
популярность, легко относился к
этим маленьким неприятностям.

Загурский
всегда был в курсе того, что
происходило в других театрах
музыкальной комедии страны.
Выезжал в командировки, смотрел,
вел переговоры с актерами. Поэтому
труппа у него была хорошо
укомплектована и очень сильная.

Загурского
знала и уважала вся театральная
Россия. Работать у него каждый
актер почитал за честь.

В коллективе
театра его за глаза звали "наш
папа". Это лестное прозвище
Николай Матвеевич получил потому,
что считал своим непременным
долгом вникать в дела всех и вся.

Огромная
загруженность театральными делами
сказалась на здоровье Николая
Матвеевича. В августе 1976 года он
написал заявление начальнику
управления культуры. "Тяжелое
состояние моего здоровья
(гипертония второй степени, ишемия,
атеросклероз, тромбофлебит)
заставляют меня просить вас о моем
освобождении от работы".

В декабре он
ушел на персональную пенсию и
вскоре вместе со своей женой
прекрасной актрисой В.М. Пясковской
навсегда покинул Иркутск. Но не
долго прожил Николай Матвеевич без
родного театра. В августа 1979 года он
скончался в городе Кисловодске.

Деятельность
Загурского как актера, режиссера,
директора имела для Иркутского
театра музыкальной комедии
огромное значение. Влияние его
личности и поныне чувствуется в
Иркутском музыкальном театре, где
живы традиции, у истоков которых он
стоял.

Д.
СКОРОБЕГОВ.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры