издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Кого избрали, с теми и будем работать"

"Кого
избрали, с теми и будем работать"

Александр
ГОЛОСОВ, "Восточно-Сибирская
правда"

Корр.:
Леонид Александрович, как вы
оцениваете работу Думы прежнего
созыва, председателем которой вы
являлись? Как сказалось думское
законотворчество на
жизнедеятельности округа?

Л.Х.: За
предыдущие четыре года Дума
приняла 146 законов и более
четырехсот постановлений.
Тематическая структура законов
такова: почти треть их касается
внесения изменений и дополнений в
ранее принятые, более сорока
относятся к сфере государственного
и правового строительства,
семьдесят семь относятся к
финансам и налогам, около двух
десятков пополнили
социально-культурное
законодательство округа и лишь
десять законов принято в сфере
экономики, земельной реформы и
собственности. В законотворческом
плане эта жизнеопределяющая сфера
как в округе, так и в России —
непаханая целина. Который год
толчем воду в ступе с проведением
агрореформы, не решая ее коренной
вопрос — землепользование. Поэтому
и региональное законодательство
обречено заниматься частностями,
реагировать на явления, которые
стихийно проявляются в нынешней
жизни селян. К примеру, наряду с
сокращением поголовья скота в
общественном секторе
увеличивается, стабилизируется
поголовье на частных подворьях. Мы
приняли закон по поддержке личных
подсобных хозяйств. В финансовом
отношении — 250 рублей на корову —
поддержка чисто символическая. Но в
сумме — это десятки миллионов,
когда мы имеем долги по детским
пособиям в 60 миллионов рублей.
Рассчитывать на то, что
"коровьи" деньги отчасти
компенсируют детские долги, не
приходится. В силу такой
закономерности: у кого много детей,
у тех мало коров, и наоборот. Я
говорил об этом публично, выступал
на сессии. Мы каждый год из
окружного бюджета кредитуем
сельское хозяйство на десятки
миллионов рублей, возврат которых
под вопросом. Очевидно, можно
выработать механизм поддержки
личных подворий с возвратом долгов
натурой.

Корр.:
Быть может, "экономические
проблемы" в думском
законотворчестве отчасти
объясняются тем, что среди
депутатов трех созывов не было и
нет экономистов, как, впрочем, и
юристов? Их нет в округе? Или же они
остаются невостребованными?

Л.Х. Да, это
так. Хотя среди кандидатов на
депутатские мандаты были
экономисты и юристы. Но их не
избрали. Почему? Загадка наших
выборов. Очевидно, избиратели
руководствуются иными
соображениями. Не тем, что
потенциально может сделать для них
депутат, работая в законодательном
органе, а его обещаниями.

Корр.
Подсказать бы "неразумным"
избирателям списком желательных
для Думы экономистов и юристов?

Л.Х. У списка,
как и у палки, два конца. Для одних
избирателей он как подсказка, а для
других как красная тряпка для быка,
вызывающая протест. Другое дело,
если подобные списки исходили бы от
партий и объединений. Но у нас они
безынициативны. А от себя лично я не
мог кого-либо поддерживать как
независимый кандидат, не
обремененный партийностью. Что
делать? Кого избрали, с теми и
работать придется. Будем
привлекать специалистов по
отраслям, направлениям. Трудности
при разработке и принятии
законопроектов на первых порах,
конечно, будут. Из четырех
руководителей комитетов три
новичка. Обнадеживает
преемственность. Из 15 депутатов
нынешней Думы девять работали в
прошлом созыве. Надо сказать, что
разработкой законопроектов
занимаются не только депутаты, но
достаточно широкий круг
специалистов, работающих в
окружной администрации, в
федеральных службах.

Корр.
Долгие выборы спикера в
Законодательном собрании
Иркутской области вызвали
неудомение. У Думы округа другая
крайность. Все руководители
выбраны безальтернативно, будто
назначены. Нет ли в этой
"бесконфликтности" того
опасного послушания, которое может
превратить Думу во внештатный
отдел администрации?

Л.Х. Я,
признаться, не ожидал такого исхода
выборов председателя Думы, его зама
и председателей комитетов. Полагал,
что скандальный опыт
соседей-иркутян скажется на в
формировании рабочих органов Думы.
Тем более что в ходе подготовки к
первой сессии были желающие
баллотироваться на все должности. И
со стороны администрации шли
консультации по всем выборным
кандидатурам. Я обладал полной
информацией о том, что на пост
председателя рассматривается
несколько кандидатур. Казалось, все
обещало если не бурю, то хотя бы
кадровое волнение. Но все прошло на
удивление мирно, даже тайное
голосование. Никто из депутатов не
пожелал составить мне
альтернативу.

Корр.
Возможно, умиротворяюще на
депутатов подействовало
присутствие федерального
инспектора по Иркутской области
Тутеволя?

Л.Х. Я не
думаю, что наши депутаты такие уж
робкие. Сегодня жизнь тем и хороша,
что не надо держать руки по швам,
замалчивать свое мнение. Не все в
выступлении Игоря Николаевича на
сессии было бесспорным в его
видении жизни в округе и в
деятельности Думы. Но вступать с
ним в полемику на сессии я посчитал
неуместным. В другое время я готов
оппонировать ему по многим
вопросам. Возможно, его присутствие
и особенно напористое выступление
психологически подействовали на
депутатов. Но вряд ли это влияние
было решающим при выдвижении
кандидатур и голосовании.

Станет ли
Дума очень послушной?! Я думаю, что
подобные опасения беспочвенны.
Выдвинув мою кандидатуру на пост
председателя Думы, глава
администрации использовал свои
полномочия. Никаких обязательств
перед Валерием Геннадьевичем у
меня нет. Отрабатывать выдвижение —
увольте. Я думаю, и у Малеева ничего
подобного и в мыслях не было.
Скорее, были подспудные опасения:
не повторить бы склочную ситуацию
областного парламента.

Корр.
Нынешние выборы главы
администрации и Думы округа
проводились на основании окружных
законов, принятых накануне. На ваш
взгляд, Леонид Александрович, эти
законы самодостаточны, не требуют
дополнений, изменений?

Л.Х. Больших
нареканий в отношении принятых
законов не отмечено. Не было
каких-либо судебных разбирательств
по отдельным позициям. Что же
касается дополнений, изменений…
Жизнь не стоит на месте. Если будут
изменения в Федеральном законе, то,
естественно, мы приведем в
соответствие с ними и наши законы…

Корр.
Леонид Александрович, я имел в виду
дополнения в законах, способные
сделать наши выборы чище. Прошедшая
кампания не отличалась
корректностью. В качестве
предвыборной трибуны был
использован даже катафалк. Случай,
безусловно, из ряда вон.

Л.Х. К
сожалению, выборные технологии
совершенствуют "убойные"
методы. Черный пиар докатился и до
сельской глубинки. В нынешней
предвыборной кампании
использовались трюки, ранее не
известные нашим избирателям…

Я думаю,
наряду с имущественной проверкой,
следует обследовать кандидатов и
на психологическое соответствие.
Иначе к власти могут прийти люди с
сомнительным прошлым, с нездоровой
психикой, покалеченной алкоголем,
наркотиками. Очевидно, мы на пороге
подобных обследований.

Корр. Как
вы объясните низкую активность
избирателей по сравнению с
федеральными выборами? Казалось бы,
к выборам местных органов власти у
избирателей интерес должен быть на
порядок выше, потому как от них в
большей мере зависит судьба
жителей округа.

Л.Х. Трудно
найти какое-то общее объяснение
такому феномену. Возможно,
многочисленные выборы уже надоели
людям. Выбирают много, а жизнь
практически не становится лучше.
Тут есть над чем задуматься,
основательно проанализировать
ситуацию.

Корр.
Возможно, низкая активность
избирателей на выборах местной
власти объясняется их плохой
информированностью о деятельности
администрации и Думы округа? О
слабой связи власти с народом на
первой сессии Думы говорил
федеральный инспектор. Что может
сделать для укрепления этой связи
Дума? За шесть лет ее существования
я не помню, чтобы депутаты
обсуждали вопрос о тиражах местных
газет, о более полном охвате
населения округа окружным
радиовещанием, о создании
окружного телевидения.

Л.Х. Да, это
так. Тиражи районных газет очень
низки, периодичность — один раз в
неделю. Лишь несколько десятков
экземпляров окружной газеты
"Панорама округа" доходит до
Аларского и Нукутского районов,
наиболее удаленных от окружного
центра. Есть тревога, что жители
округа не в полном объеме
информированы о деятельности
администрации и Думы. Согласен, что
Дума недостаточно уделяла внимания
местным СМИ. Хотя в последние годы
Дума предусматривала средства в
окружном бюджете на развитие
радиовещания и строительство
радиотелецентра.

Другой
вопрос — как это исполнялось? Что
касается местных газет,
искусственно за счет окружного и
районных бюджетов увеличивать их
тиражи, я думаю, нецелесообразно. Я
по этому вопросу уже высказывался.
Если мы будем издавать
неинтересные газеты, их никто не
будет выписывать и читать. Газета
должна быть востребована в силу
актуальности материалов. Я думаю,
достичь это можно через
независимость средств массовой
информации от местной власти. А
сегодня районные газеты учреждены
главами местного самоуправления,
окружная — главой администрации
округа. Могут ли критиковать СМИ
власть, которая их "породила"?
Опальные СМИ могут вполне
разделить судьбу сына Тараса
Бульбы. А читателям не интересны
газеты, которые не критикуют
власть, необъективно освещают
жизнь в районах, в округе.

Корр.
Может быть, есть резон создать
окружной комитет по печати, радио и
ТВ при Думе, поскольку Дума орган
коллегиальный, законодательный.
Это выведет СМИ из зависимости семи
глав?

Л.Х. Подходы
могут быть разные. Это может быть и
финансирование средств массовой
информации напрямую из окружного
бюджета. Сегодня таким образом мы
содержим школы, больницы и другие
бюджетные организации.

Корр.
Почему в отличие от агинцев ваша
Дума не является учредителем
окружных газет на русском и
бурятском языках, и вы как второе
лицо в структуре местной госвласти
являетесь на их страницах,
откровенно говоря, персоной
нон-грата?

Л.Х. Я не
думаю, что отношение ваших коллег
ко мне как к представителю Думы,
негативное. Объяснение, возможно,
простое: от кого получают деньги,
того и привечают лучше, и хвалят
больше. Мне не нужно, чтобы меня
хвалили в газетах. Мне надо, чтобы
газеты объективно, реально,
конструктивно освещали бы работу
Думы, желательно материалами с
мест, отзывами избирателей. Я не раз
говорил и буду настаивать на том,
чтобы постепенно уходить от
персональной зависимости наших
СМИ. Только будучи свободными,
средства массовой информации
обретут дар речи и станут интересны
и полезны жителям округа. Чего
греха таить, у наших СМИ низка
популярность, обратная связь с
читателями, радиослушателями из-за
их зажатости по причине незримой
подцензурности. А что касается
учредительства… Дума 6 лет
обходилась без него, проживет и еще
4 года. Давайте думать не о Думе, а о
более комфортном существовании
наших СМИ в рамках российского
Закона о средствах массовой
информации. Идеология этого закона
и предусматривает их
идеологическое, административное,
финансовое раскрепощение.

Корр. На
инаугурации главы округа вновь
прозвучало заверение о создании
единого информационного поля для
Республики Бурятия и двух
бурятских округов. Когда от
пожеланий начнется переход к делу?

Л.Х. А кто
сказал, что у нас нет единого
информационного поля? Многие,
очевидно, это понимают в буквальном
смысле, как, скажем, учреждение
единой газеты для трех субъектов
РФ. Вероятно, в будущем это станет
возможно. Но сегодня есть
межпарламентская газета
"Эблэл" ("Вместе").
Учредили вестник
"Бурятинформ". Кто сегодня
запрещает обмен публикациями нашим
СМИ? Другой вопрос, что кто-то эти
связи должен координировать. Но это
вполне могут осуществлять
пресс-службы Думы и администрации.
Беда, что газета "Эблэл" и
вестник "Бурятинформ"
практически не доходят до наших
читателей. И тиражи их небольшие. Я
согласен, что в создании информполя
сделан лишь первый шаг, работы еще
непочатый край.

Корр. И
последнее, Леонид Александрович.
Над разработкой каких важнейших
законопроектов предстоит работать
новой Думе?

Л.Х. Первое,
что нам предстоит сделать, это
привести в соответствии с
Федеральным законодательством
окружные законы. В этом плане к нам
есть серьезные претензии у Минюста,
Генпрокуратуры, судебных
инстанций. В наших законах нет и
намека на правовой сепаратизм, но
отклонения от федеральных норм
есть. Что же касается новых
законов… Надо разработать блок
законопроектов по социальной
защите населения, по углублению
агрореформы, по защите природных
ресурсов в целом и, в частности, по
заготовке и переработке леса. Очень
болезненная для округа проблема…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры