"ГРИМ" -- мечта и сказка
"ГРИМ"
— мечта и сказка
Татьяна
КОВАЛЬСКАЯ, "Восточно-Сибирская
правда"
Малый зал
муниципального Дома культуры
города Черемхова. Небольшая сцена
под воздушными, как паруса, белыми
кулисами. Театр-студия для детей,
созданный актером и режиссером
Владимиром Логиновым более десяти
лет назад. Неспешный путь развития
от праздничных представлений и
новогодних сказок до полноценных
спектаклей и литературного театра.
Не впервые
встречаюсь с юными актерами и их
руководителем. Но вновь испытываю
прилив радостного удивления, вновь
открываю для себя среди
неустойчивого, часто
распадающегося самодеятельного,
любительского искусства трепетно
культивируемый росток
сценического творчества. Словно
живое, еще неокрепшее, но упорно
поднимающееся на ноги существо…
В этот
отдаленный район города, поселок
Храмцовка, профессиональный театр
заглядывает в основном с
телеэкранов. А детям свойственно
играть, их притягивает сцена. И
случилось чудо, стечение
обстоятельств, везение-удача, то
есть как угодно можно нанизывать
словесные орнаменты, суть не
меняется: явился энтузиаст. Актер
до кончиков ногтей, Владимир
Иванович обучает школьников
рабочего поселка театральному
мастерству, всему, что получил
когда-то давно в Ленинграде и за
долгие годы артистической жизни.
Его в какой-то мере заставила
заниматься этим судьба — болезнь,
отлучившая от профессиональной
сцены. Но душа ищет полета, мечта о
собственном театре, детская вера в
чудо перевоплощения привели его,
как героев итальянско-русской
сказки о деревянном человечке, в
"ГРИМ". За каждой буквой —
глубина и цель: "Горим. Растем.
Играем. Мечтаем".
Сегодня идет
репетиция. На сцене — лесная
полянка. Это учебный спектакль по
пьесе-сказке В. Зимина "Вернись,
Грусничка!". Это и первая
режиссерская работа
девятиклассницы Оли Невмержицкой,
шестой год занимающейся в студии.
Оля вводит на роль жука
шестиклассника Андрея Пермякова,
"новенького". Вот она за
кулисами включает нужную
подсветку, дает команду, садится
перед сценой рядом с руководителем,
нажимает клавишу музыкальной
аппаратуры — и на сцену под звуки
весенней песни выплывают в танце
сказочные обитатели леса, ягодки и
цветы, крылатые и бескрылые герои
со своими человеческими
характерами, достоинствами и
недостатками.
— Андрей, ты —
жук, почувствуй себя в его лесной
жизни! Летай по сцене! — кричит юный
режиссер и взбегает по ступенькам,
показывая, как надо летать.
В перерыве
завязывается беседа со
школьниками. Самый младший из
студийцев — Коля. Он всего-то в
третьем классе, но ростом не
уступает шестиклассникам и учится,
как ребята мне сообщили, на отлично.
— Коля, ты как
в студию попал? Наверное, мечтаешь
артистом стать? — спрашиваю
мальчика, любуясь открытым
миловидным лицом и голубыми умными
глазами.
— Я только на
третье занятие пришел. Здесь моя
старшая сестра занимается, Оля
Невмержицкая. Мне нравится играть в
сказке. А после школы я хотел бы
поступить в МГИМО.
— О-о-о, ну,
тогда тебе с умниками и умницами
придется состязаться в телеигре в
Останкино!
Серьезный
мальчик Коля ездит в студию с
сестрой из центра города, потому
что ему интересно. И потому, что
здесь настоящий детский театр,
единственный в городе.
Новичков в
студии несколько человек, и все —
мальчики. Андрей Пермяков, Сережа
Цховребов, Алеша Баранов, Ваня
Юркин живут недалеко от Дома
культуры и учатся в шестых классах
ближних школ N 5 и 22. В последние годы
им не раз приходилось посещать
спектакли театра "ГРИМ",
захотелось попробовать свои силы.
Прошли собеседование с
руководителем и сразу получили
роли в сказке.
— Не трудно
ли усваивать уроки Владимира
Ивановича? — спросила ребят.
— Если
захочешь, то все поймешь и
научишься, — ответил за всех Андрей.
Земляничку
весело, с огоньком играл Сережа
Цховребов. У него такой звонкий
голосок, такие легкие летающие
движения, и я сразу поняла, как
естественно и радостно ему на
сцене. Первого сентября, в День
знаний, он участвовал в
представлении как Буратино и всем
запомнился.
— А ты,
Сережа, в студию ходишь почему? —
обратилась к черноглазому артисту.
— Да ведь моя
старшая сестра Аня в театре
"ГРИМ" играла. Мне давно
хотелось, но она почему-то не
разрешала. В этом году она
поступила в Улан-Удэ, в академию
искусств, на режиссера. А за меня
Саша Нечепурнов из девятого класса
просил, он тоже артист, Пушкина
играл. Мне очень нравится в театре.
Хочу играть в кино, сняться в
знаменитом боевике или комедии.
(Ох, и
отчаянные мальчишки живут в
поселке! Надо же, так красиво и
смело мечтают о славе, о кино. В
одиннадцать лет все кажется
возможным).
Девочки
отвечали на тот же вопрос менее
темпераментно, но так же искренне.
Настя Герасимова, например,
занимается в студии третий год, ей
уже пошел тринадцатый. Любит
танцевать, в хореографический
кружок ходила. (В спектакле о
Пушкине цыганкой была). Мечтает
учиться в Улан-Удэ и только на
хореографическом отделении.
Оксана
Луцкая наметила путь в Иркутское
театральное училище. "Я без сцены
не представляю своей жизни", —
призналась девочка.
Как хороша
была в бальном платье в том
пушкинском сюжете! Девятый класс,
мир в розовом цвете. Но как бы
хотелось, чтобы их мечты
исполнились. Впрочем, в любом
случае у них останется счастливое
время общения с любимым учителем,
мир сцены, общие поездки на
фестиваль на Байкал, летом в Саяны,
выступления перед юными и
взрослыми зрителями.
В ком не
приходится сомневаться, в чью
будущую судьбу веришь без
колебаний, так это Оля, старшая в
студии, начинающий режиссер и
одаренная исполнительница
сказочных и взрослых ролей.
Высокая, обаятельная, издали она
кажется взрослой, но вблизи еще
ребенок, еще нераспустившийся
бутон, сказал бы поэт. Как и другие
девочки, Оля ощущает себя актрисой,
но уже вкусила и режиссерского
хлеба. "Быть режиссером — совсем
другое, чем артистом. Очень трудно,
но интересно", — считает она.
Когда пришлось ей самостоятельно
заниматься с ребятами, выстраивать
мизансцены, репетировать, взялась
читать книгу, подаренную
Владимиром Логиновым, "Искусство
режиссера". И не случайно Олина
мечта — поступить в
Санкт-Петербургскую академию
театрального искусства. Она —
ученица Логинова, а тот считает
себя учеником великого
ленинградского режиссера. Такая
цепочка судеб протянулась из
северной столицы в сибирский
рабочий городок.
Покидая мир
добрых надежд, игры и мечтаний
отрочества, думала я о взрослых,
тех, кто поддерживает теплый оазис
культуры и творчества в пугающей
трясине попсы, кто вкладывает в
него время, средства, душевные силы.
Директор Дома культуры С. Логинова,
заведующая отделом культуры Н.
Константинова, мэр города Ю.
Волчатов — без их поддержки
театр-студия не имел бы того, что
имеет: своей сцены, костюмов,
участия в фестивалях. И мне понятна
высказанная Логиновым мечта о том,
чтобы в области ежегодно
проводились фестивали детских
театральных коллективов, чтобы
число их возрастало и связь меж
ними укреплялась. Присоединяюсь, и
— да исполнится.