Разделяй и властвуй
Разделяй
и властвуй
Дмитрий
ЛЮСТРИЦКИЙ, "Восточно-Сибирская
правда"
Россию продолжают сотрясать
выборы глав региональных
администраций. В минувшее
воскресенье прошли выборы еще в
шести российских регионах. И всюду
так или иначе просматривается
"рука Кремля". Нельзя
утверждать, что губернаторская
избирательная кампания-2000 идет по
"московскому" сценарию:
администрация президента
действует довольно осторожно, и
кремлевские аппаратчики, пожалуй,
ни разу не засветились "в
открытую".
Более того,
можно утверждать, что итогом
губернаторских выборов президент
будет не очень-то доволен.
Неожиданно сильно выступают
коммунисты: помимо Курска,
"красные губернаторы" уже
обосновались на Камчатке, в
Ивановской области и в
Ставропольском крае. Конечно, новое
федеральное устройство сильно
ограничивает полномочия глав
администраций, и вольницы в духе
"батьки Кондрата" уже никто не
потерпит. Тем не менее вопрос "а
чего же, собственно, хочет
Кремль?" остается открытым. Если
явных предпочтений нет, то какие же
вопросы решает президент за
кулисами всероссийских
губернаторских выборов?
Может быть,
ларчик открывается просто: у Москвы
нет не только отработанных
механизмов привода к власти
"своих", но и четкого
представления о том, кто же из
будущих губернаторов "свой", а
кто "чужой". Тогда те крохи
федеральной поддержки, которые
получают кандидаты, объясняются
банальными интригами: личными
связями и совместными интересами
различных групп.
Однако все
может быть и гораздо интереснее.
Возможно, что администрация вовсе
не заинтересована в поддержке
губернаторов. В самом деле, в свете
жесткой политики Путина по
отношению к губернаторам, которая
была продемонстрирована летом
этого года, какие-то альянсы между
главами местной администрации и
ВВП кажутся смешными. Калибр не тот:
президент уже дал понять, что, по
его представлению, губернатор лишь
большой хозяйственник, и не более
того. А раз так, то поддерживать в
принципе никого не нужно. Напротив,
еще до выборов нужно заранее
создать под будущего губернатора
сильную оппозицию. Зато,
спровоцировав ожесточенную грызню
на региональном уровне,
администрация президента может
оставаться над схваткой и
контролировать происходящее.
Кстати, то,
что мы сегодня наблюдаем в регионе,
удивительно укладывается в
концепцию "разделяй и
властвуй". Пока Кремль
безмолвствует, в нашем
Законодательном собрании только
пух и перья не летят: идет выяснение
отношений. А после очередной
политической драки все садятся и
начинают писать письма в Москву,
которые там, надо думать, аккуратно
подшивают и сдают в архив. Возможно,
такая же ситуация повторится и на
губернаторских выборах 2001 года: чем
жарче будет схватка между
кандидатами, тем увереннее будут
чувствовать себя московские
администраторы.
Это значит,
что нашим региональным политикам
следует не смотреть пристальным
взглядом на дверь кабинета главы
президентской администрации
Волошина, а заняться реальной
политикой. В конце концов решать,
кому быть губернатором Иркутской
области в 2001, а кому — нет, будет
население области, а не анонимные
дяденьки из столицы.