издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Реформирование не ради проформы

Реформирование
не ради проформы

Железнодорожной
отрасли необходим эволюционный
путь реформирования. Об этом заявил
первый заместитель министра путей
сообщения Александр Мишарин. Как
известно, обсуждение "Концепции
развития структурной реформы
железнодорожного транспорта",
предложенной МПС, ведется уже не
только в правительственных кругах,
но и на всех уровнях
общественности. Недавно заседание
правительства по обсуждению
программы реформирования МПС было
отложено, и вместо него
премьер-министр РФ Михаил Касьянов
провел закрытое совещание, так как
между тремя ведущими ведомствами
по рассматриваемому вопросу
обнаружились принципиальные
противоречия.

В
ожесточенные споры вокруг
концепции вступили Министерство по
антимонопольной политике и
поддержке предпринимательства и
Министерство экономического
развития и торговли. Чиновники этих
ведомств, соглашаясь с целевыми
установками идей МПС, полагают
необходимым выбрать революционный
путь. Основные претензии
оппонентов, как известно,
относились не только к вопросу о
регулировании тарифов, но и к
структуре вновь образуемой
компании РАО "Российские
железные дороги". Разработчики
концепции задаются вполне логичным
вопросом в отношении регулировки
тарифов. Если у Министерства путей
сообщения после реформирования и
выделения хозяйственного
управления остаются функции
контроля за безопасностью
движения, проведения транспортной
политики, то почему это ведомство
должно быть отстранено от
формирования тарифов? Коль скоро
проведение государственной
политики на транспорте станет
главной функцией министерства
после реформирования, то, по логике
вещей, регулирование тарифов
должно быть основой существования
отрасли. Министр путей сообщения
Николай Аксененко в качестве
компромиссного выхода из спорной
ситуации предложил создать
специальную межведомственную
комиссию под руководством одного
из вице-премьеров для установления
и регулирования железнодорожных
тарифов. Что касается структуры РАО
"Российские железные дороги",
то первый заместитель министра
путей сообщения Александр Мишарин
попытался на проведенном в
министерстве брифинге в очередной
раз разъяснить не только
собравшимся журналистам, но и
оппонентам наиболее спорные
моменты.

Напомним, что
оппоненты МПС считают необходимым
выведение из состава ведомства в
первую очередь подразделений и
предприятий, которые не относятся к
монопольному сектору. Только после
их приватизации и на базе
оставшейся инфраструктуры они
считают возможным создавать новую
компанию. Пакеты акций выведенных
предприятий должны быть переданы в
уставный капитал компании. То есть
предлагается разделение
инфраструктуры и организация
эксплуатации. В МПС, как известно,
не согласны с такой позицией, там
считают, что в этом случае
железнодорожный транспорт будет
лихорадить. Этот вариант в МПС
расценивают не иначе как
разрушение единого
технологического процесса.
Понятно, что бизнес на транспорте
может быть связан только с тем, что
дает прибыль и оплачивается
"живыми" деньгами, то есть с
грузовыми перевозками. Кто же
возьмет основные, наиболее
убыточные пассажирские перевозки?
Главный аргумент против
холдингового варианта, приводимый
железнодорожниками, неизбежное
увеличение затрат для поддержания
роста перевозок.

К примеру, в
течение пяти лет на поддержку
40-процентного роста перевозок
необходимо будет изыскать 5 млрд.
долл. В другом варианте — на 13%
увеличить грузовые тарифы. Между
тем предлагаемые МПС меры позволят
снизить транспортную составляющую
в конечной цене доставки. Так, за
последние три года транспортная
составляющая уже уменьшилась на 51%.
Но, как заметил статс-секретарь МПС
Пшимаф Шевоцуков, оппоненты
министерской концепции не
предлагают альтернативных
вариантов — идет только отрицание.
Однако ситуацией, сложившейся
сегодня на железных дорогах,
недовольны практически все.
Понятно, что тем самым идея
реформирования железнодорожного
транспорта находит всеобщую
поддержку. Вопрос лишь в том, какими
методами и путями будет найден
выход. По-видимому, скоро страна
получит долгожданный документ. Тем
более что в числе принципов,
которые будут рассмотрены на
заседании правительства, значится
раздел функций органов
госрегулирования и хозяйственной
деятельности. А тарифная политика,
как и предлагалось министром путей
сообщения Николаем Аксененко,
войдет в компетенцию
правительственной комиссии.

"Независимая
газета"
Елена ЛАШКИНА.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры