издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Со столетием, памятник!

Со
столетием, памятник!

Юлия КОРЫТНАЯ,
"Восточно-Сибирская правда"

Наверняка, в
нашем городе нет ни одного
человека, который бы не знал, что
такое иркутский шпиль.
Четырехгранный обелиск у Ангары,
находящийся на пересечении улицы
Карла Маркса и бульвара Гагарина,
знаком всем. Возле него встречаются
влюбленные, гуляют мамочки с
колясками, у его чугунной ограды
молодежь вечерами пьет пиво, а
вокруг шпиля детишек катают на
пони. Однако, кроме сегодняшнего
дня, у этого сооружения есть и
столетняя история. Ведь именно сто
лет назад было принято решение о
строительсве памятника императору
Александру III, когда-то
находившемуся на том красивом
постаменте, который сегодня служит
основой шпилю.

Летопись
города Иркутска от 28 ноября 1900 года
гласит: "Дума по предложению
головы решила ознаменовать
окончание Сибирской железной
дороги постановкою на берегу реки
Ангары против Большой улицы
памятника императору Александру III.
Низкий в этом месте берег
предположено поднять насыпью и
вокруг памятника разбить сквер. Для
осуществления своего проекта дума
постановила ходатайствовать чрез
генерал-губернатора о разрешении
сбора пожертвований для сооружения
памятника по всей России и просит
Его Превосходительство принять на
себя образование комитета для этой
цели и председательствование в нем.
Причем из городских сумм
ассигновано на памятник 10 000
рублей". Уже 6 декабря "с
высочайшего соизволения была
разрешена подписка на постановку в
Иркутске памятника державному
инициатору Александру III. С этой
целью 31 декабря у господина
военного генерал-губернатора на
собрании представителей
купечества и торговых фирм было
собрано свыше 30 000 рублей".

Изначально
было решено установить три
памятника Александру III — в начале,
середине и конце Транссиба,
соответственно в Петербурге,
Иркутске и Владивостоке. Однако
установить памятник успели только
в Петербурге и Иркутске. Столичный
памятник Александру, по проекту
скульптора П.П. Трубецкого
изображал императора восседающим
на коне. Но простоял он недолго —
после революции скульптура была
снята и передана в Русский музей.
Таким образом, иркутский памятник
оказался единственым монументом в
честь Великой Транссибирской
магистрали.

Но все это
было делом будущего, а пока, в 1901
году, после объявления подписки на
постановку памятника был объявлен
и Всероссийский конкурс среди
скульпторов и архитекторов на
лучший проект памятника. В
Программе конкурса говорилось, что
"фантазия господ конкурентов не
подлежит никакому стеснению
требованиями или указаниями
комитета". В распоряжение
конкурсантов предоставлялись
планы города и места, где будет
размещен памятник, фотографии с
портретов Муравьева-Амурского и
Сперанского, а также статуэтки,
изображающей Ермака. Прилагались
краткие справки о деятельности
указанных выше лиц. Обязательное
включение их в композицию не
оговаривалось, но, совершенно
очевидно, было весьма желательным.
Также высказывалось пожелание о
изображении Александра III в форме
Сибирского казачьего войска.

К участию в
конкурсе приглашалось семь
скульпторов, уже сделавших себе имя
на подобного рода проектах. Конкурс
длился целый год — до декабря 1901-го,
и первое место занял проект Р.Р.
Баха под названием "Иркутск".
Одновременно со сбором
пожертвований комитет озаботился
изготовлением памятника по новому
проекту. Изготовленная Бахом
гипсовая модель статуи, вышиной в 7,5
аршин (1 аршин равен 0,71 метра), была
отлита из художественной темной
бронзы в Петербурге на заводе
"А.Моран"за 31 000 рублей. За это
время была сооружена дамба,
сооружен фундамент, и подготовлена
отведенная городом площадь на
берегу Ангары. Но наибольшие
затруднения встретил комитет в
вопросе об устройстве пъедестала —
именно той части памятника, которая
сохранилась в неизменном виде по
сей день. Несмотря на богатые
месторождения гранита,
единственного пригодного при
сильных холодах и сухости воздуха в
Сибири материала, отсутствие опыта
производства художественных
каменных работ в районе вынудили
комитет обратиться за
изготовлением облицовочных частей
пьедестала к петербургскому
акционерному обществу
"Гранит", взявшему на себя
изготовление пьедестала из
финдяндского камня, доставление
его в Иркутск и установку на месте
за 55 000 рублей. И этот-то пьедестал,
как выяснилось, и явился подлинным
шедевром скульптора-академика — и
по внешнему виду, и по содержанию он
оказадся во сто крат богаче
скульптуры, для которой был
предназначен. На четырех углах
памятника — бронзовые гербы:
общесибирский, Иркутский,
Енисейской губернии и Якутской
области. С южной, западной и
северной стороны в нишах
скульптурные портреты
исторических деятелей России и
Сибири: Ермака, Сперанского и
Муравьева-Амурского (заказ
комитета был выполнен). А с
восточной стороны установлен герб
государства — орел с
распростертыми крыльями. В клюве он
держит указ о начале строительства
Транссибирской магистрали. И даже
грузная фигура Александра III,
стоящая на пьедестале, не смогла
"испортить"постамент.
Памятник был обнесен кованой
узорной решеткой, а на тумбах с
четырех сторон были поставлены
фонари.

Открытие
памятника состоялось только в
августе 1908 года — его задержала
Русско-японская война. Вокруг него
был разбит сквер, который был
назван Александровским. В 1920 году
по постановлению губревкома фигуру
царя сняли, и в неделю труда она
"как обломок истории" была
перевезена в разобраном виде во
двор располагающегося рядом музея
ВСОРГО. В двадцатых годах
обсуждались планы установки на
пустующем пъедестале статуи
рабочего, а позже — Ленина. Причем
памятник Ленину хотели выплавить
именно из никому тогда не нужной
статуи Александра III — зачем же
хорошему металлу пропадать? Однако
проект этот так и не осуществился.
Люди же привыкли к отсутствию
какой-либо фигуры на красивом
пъедестале.

Такая
ситуация продолжалась до 1964 года,
когда красавец-пъедестал был
увенчан бетонным шпилем по проекту
архитектора В.П. Шматкова, и вся
получившаяся композиция была
названа "Памятник покорителям
Сибири". Конечно, он далек от
идеала, однако, "привычка свыше
нам дана". Привыкли к шпилю и
иркутяне. Привыкли и даже полюбили.
И сейчас, когда некоторые слои
иркутской интеллигенции поднимают
вопрос о восстановлении памятника
Александру III, мнения иркутян по
этому поводу резко разделились.
Старики, которым восемьдесят с
лишним лет партия внушала
неприязнь к царизму, совсем не в
восторге от этой идеи, молодежи
откровенно все равно, кто или что
будет стоять на постаменте — было
бы где пиво попить, и только узкий
круг людей из среднего покаления,
которые действительно ценят
заслуги Александра III в развитии
нашего города, как говорится, двумя
руками за восстановление
памятника. Но встает такой вопрос:
если даже решение о восстановлении
будет принято, на какие средства
это будет происходить? Сто лет
назад немалую часть средств на
памятник давала казна города, а
остальные деньги давали
состоятельные горожане: купцы,
фабриканты, промышленники. Кто же
будет финанстровать это
предприятие сейчас? Найдутся ли
деньги на сохранение культурного
наследия города? Неизвестно.

Символы и
кумиры уходят в небытие вместе с
эпохой, которой они создавались, и
памятник императору Александру на
набережной Ангары — не исключение.
Пока что мы не знаем, что сменит и
сменит ли вообще когда-нибудь наш
"шпиль". Но он — тоже дитя
эпохи, и это значит что сегодня мы
имеем возможность ежедневно
наблюдать соеднение двух этапов
жизни нашей страны, нашего города.

А сегодня
хотелось бы просто поздравить
любимый памятник иркутян со
столетием и понадеяться, что ему
уготована еще долгая жизнь.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры