Животворные лучи прозы
Животворные
лучи прозы
Прозаик
Василий Гинкулов (Шелехов), сын
учителя, окончивший в свое время
филологический факультет
Иркутского педагогического
института, с детства мечтал стать
писателем, но всерьез,
профессионально занялся
литературным творчеством в
возрасте 34 лет. В этом свои плюсы и
минусы: с одной стороны, накоплен
немалый жизненный опыт, сложилось
мировоззрение, не надо придумывать,
о чем писать, бери материал из
собственной биографии, с другой
стороны — половина жизни позади, и
"что ни год, уменьшаются силы, ум
ленивее, кровь холодней"!.. Но
Гинкулов долгожительской породы,
так что, начав поздно, он успеет, я
твердо надеюсь, сказать свое слово
в литературе.
Печататься
всегда, во все времена было сложно.
На создание книги уходят годы
упорного, мучительного труда. Ну а
издать, донести до читателя свой
труд его творцу, быть может, и
вообще никогда не удастся. Это уж
как повезет! .. Поддержал, во многом
помог начинающему литератору
старейший в нашей писательской
организации Леонид Огневский,
товарищ Гинкулова по таежным
походам. Иркутским писателям
Гинкулов давно известен прежде
всего как защитник, певец родной
сибирской природы, как
"сибирский Аксаков". Его
статьи, очерки, рассказы, зарисовки
публиковались в местных газетах, в
альманахе "Сибирь", ныне
ставшем солидным, одним из лучших
российских толстых журналов. Но
книг у Гинкулова до последнего
времени, можно сказать, не было,
если не считать сборника очерков и
рассказов "Глухариные
хитрости", изданного
Восточно-Сибирским книжным
издательством в 1973 году, да повести
"Ленские плесы" в коллективном
сборнике, опубликованном с
благословения самого В. Распутина в
1977 году. Множество публикаций в
периодической печати не спасают
положения, не приносят славы
автору; престиж, статус литератора
определяется его книгами. Нет книг
— нет писателя. Такова незыблемая,
издавна сложившаяся традиция, что,
в общем-то, вполне справедливо.
Но Василий
Гинкулов неустанно, кропотливо
работал, творил, и вот в год своего
70-летия ему удалось с помощью
спонсоров издать несколько книг,
но, разумеется, не все, что создано
за 36 лет литературной деятельности.
Среди
изданных книг привлекают внимание
прежде всего двухтомник "Живи,
тайга" в твердом переплете общим
объемом более 600 страниц, куда вошли
в разное время опубликованные
произведения о тайге, таежных
промыслах, об охоте, рыбалке, о
проблемах экологии и новые яркие
очерки и рассказы. В наше время
напряженной, даже отчаянной борьбы
общества и различных структур за
сохранение среды обитания, когда
надвигающаяся экологическая
катастрофа грозит самому
существованию человечества,
название двухтомника о природе
звучит как заклинание: "Живи,
тайга". Умрет природа — умрет все
живое на земле.
Есть среди
изданных в этом году книг Гинкулова
роман "Утрата невосполнимая",
в котором показана судьба семьи
крестьянского происхождения на
протяжении целого столетия. В
романе отражен взгляд автора,
человека верующего, православного
христианина, на трагедию великой
многострадальной России, познавшей
иго тоталитарного режима.
В последние
годы Василий Гинкулов плодотворно
и успешно осваивает абсолютно
закрытую при коммунистах тему —
тему о психбольницах и психически
больных людях. В сборнике очерков и
рассказов "Психи в моей жизни"
перед читателем проходит череда
характеров, личностей любопытных,
забавных, странных, со
всевозможными "закидонами" и
откровенно больных, ненормальных.
Характеристики литературных
героев этого необычного сборника
поданы автором с юмором, с
неизменным христианским
состраданием к ним, с грустноватыми
размышлениями о хрупкости мира, в
котором мы живем.
Роман В.
Гинкулова "Сумасшествие"
одобрен Кимом Балковым, Владимиром
Жемчужниковым, Виктором Соколовым.
Автор реалистично, убедительно
показал и "психушку", и
медперсонал, и экстравагантных
обитателей сумасшедшего дома,
более того, он вышел на широкие и
глубокие обобщения — увязал
проблему излечения психически
больных с проблемой глобальных
политических потрясений, когда к
власти в государствах приходят
безумцы, добиваются массового
психоза подчиненных и ввергают
народы в кровопролитные войны.
В книге
"Даль сибирская" — крепко
сделанная, невеликая по объему
повесть "Недоразумение", в
которой показаны события начала 30-х
годов: раскулачивание,
раскрестьянивание крестьян и
неумелые попытки Хрущева поднять
сельское хозяйство в послевоенной,
послесталинской России. В этом же
сборнике — неоднократно
публиковавшийся в периодической
печати Иркутска рассказ "Хлебная
карточка" о житейских трудностях
в тылу во время Великой
Отечественной войны. Рассказ
интересен тем, что повествование
ведется от лица главного героя
произведения, человека
неиссякаемого жизнелюбия, хотя вся
его жизнь протекает в условиях
нескончаемых несчастий,
потрясений, трагических смертей. И
читатель невольно непременно
сделает вывод: "Этот русский
мужик — кремень, его ничем не
устрашишь, его и в ступе не
сомнешь!"
Недавно на
общем собрании иркутской
писательской организации Василия
Гинкулова приняли в Союз писателей
России. Пожелаем же трудолюбивому
литератору опубликовать все
лучшее, что он создал, и написать
еще что-нибудь важное, полезное,
интересное для любознательного
российского читателя.
Виталий
РУДЫХ.