издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Школа в моей жизни

Школа
в моей жизни

Архиепископ
Иркутский и Ангарский Вадим:

— Три учебных
заведения сыграли самую важную
роль в становлении и моей
профессии, и моей сущности. Это,
прежде всего, школа. Я учился на
Белгородчине, в школе с
физико-математическим уклоном, и
она оставила самые добрые
впечатления. С особенной
благодарностью вспоминаю первую
нашу учительницу Людмилу
Николаевну: она над нами, детишками,
словно мать, витала и старалась не
только научить нас, но и согреть,
можно сказать, материнским теплом.

Но если бы
меня спросили, что было самого
светлого в моей жизни, я бы сказал:
учеба в Одесской духовной
семинарии, куда поступил я после
окончания школы. Я обучался там 4
года под руководством ректора, ныне
митрополита Агафангела Саввина
Одесского. Это было самое
беззаботное время, но и самое
созидательное,
"накопительное": мы
приобретали не только знания, но и
друзей, добрых наставников,
открывали окно в мир.

И, наконец,
третий период — академический.
Учебный процесс в Московской
духовной академии был поставлен
настолько хорошо, что мы по
окончании учебы смело вошли в
жизнь. Мне эти годы памятны еще и
тем, что я по завершении академии
был удостоен звания кандидата
богословия.

Годы учебы во
всех трех учебных заведениях были
проникнуты созиданием духовности.
Эту задачу я считаю главной и для
сегодняшней школы. Хотелось бы
пожелать успехов на нелегком этом
поприще учителям, потому что труд
педагога в нашем государстве — это,
по сути, крестоношение. Очень
сложно, отказывая себе в
определенных удовольствиях, в
определенном достатке, с
осознанием значимости своего дела
быть просветителем душ
подрастающих поколений.

Хотелось бы,
чтобы государство изменило наконец
свое отношение к учителю. Ведь в
нашей жизни нравственные основы
фундаментальны. А закладываются
они в школе.

Галина Александровна
МАНУХ —
директор учебно-воспитательного
комплекса
"Каразей" Куйтунского района,
заслуженный учитель РФ:

— Полтора
месяца назад, 19 августа,
исполнилось ровно 30 лет, как я
работаю в школе. Впрочем, мне
кажется, я в школе всю жизнь. С
детства решила: буду только
учителем, с тех самых пор, как
увидела свою первую учительницу
Анастасию Васильевну Зырянову. Она
и сейчас для меня — святой человек.
Помню, как сердце замирало от
счастья, когда она мне, школьнице,
разрешала проверять вместе с ней
тетради — так хотелось быть похожей
на Анастасию Васильевну…

Потом я была
пионервожатой, учителем, теперь вот
возглавляю учебно-воспитательный
комплекс "Каразей". Горжусь,
что нашему педагогическому
коллективу удалось создать
настоящую ребячью республику,
которая объединяет детей всех
возрастов — от дошкольников до
старшеклассников. Горжусь, что
обычная сельская школа стала
действительно центром культурной,
духовной жизни нашего села.

Многие наши
выпускники тоже выбирают профессию
учителя, а после учебы возвращаются
домой: половина педагогов
комплекса — это бывшие наши
ученики. Вот и нынче закончили
учебу и приехали в село еще 4
выпускника. А 11 человек поступили в
педуниверситет и колледж. Все они
тоже собираются вернуться домой, ни
в какое другое место ехать не хотят.
Так что у меня проблема — как всех
желающих работой обеспечить. Но,
согласитесь, мои заботы куда
приятнее, чем дефицит кадров, от
которого страдают многие сельские
школы…

Михаил Алексеевич
ВИНОКУРОВ —
ректор Иркутской государственной
экономической академии,
председатель областного Совета
ректоров:

Я учился в
сельской глубинке — в Знаменской
школе Жигаловского района. И чем
больше времени проходит, тем
отчетливее понимаю, как мне
повезло. У нас был удивительный
коллектив учителей и учеников. Дух
дружелюбия, взаимной поддержки,
взаимного уважения буквально витал
в стенах школы.

Хорошо помню
почти всех преподавателей. Вот Вера
Ильинична — маленькая такая
учительница. Она была влюблена в
свою литературу, Есенина любила,
Пушкина, наизусть читала стихи.
Благодаря ей я пристрастился к
чтению, всю сельскую библиотеку
перечитал. С родителями даже война
была: ночью фонарик включу и читаю
под одеялом чуть не до утра… И
таких учителей, преданных школе,
детям, у нас было много —
большинство.

Я очень им
благодарен, ведь они помогли мне
выстроить судьбу. И не только мне. В
66-м году выпускников было много:
сразу 10-е и 11-е классы выпускались.
Конкурсы в вузы — сумасшедшие, у
нас, в нархозе, например, 17 человек
на место. Но из 24 выпускников
Знаменской школы 23 поступили в
различные вузы. Вот вам и сельская
школа, вот вам и сельский учитель!..

Очень
прискорбно видеть, как
пренебрежительно государство
относится сегодня к школе.

Был недавно в
западной Европе и удивился цифрам:
зарплата воспитательницы в
Голландии равна зарплате
сталевара, а это и у них одна из
самых высокооплачиваемых
профессий. Ведь не от материального
пресыщения западный мир так
поступает, а потому что понял: от
образования и воспитания зависит
качество будущих поколений, а
значит, качество будущей жизни. Мы
это тоже раньше понимали, а теперь
будто забыли. Надо снова об этом
вспомнить, а средства, необходимые
для помощи школе, у государства,
конечно, найдутся. И тогда у нас
будет действительно сильная школа.
И сильная страна.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры