О творческих путях-дорогах
О
творческих путях-дорогах
Геннадий МАШКИН,
писатель
Начало
творческой полосы связано у меня со
студенческой жизнью, работой в
геологических экспедициях,
сотрудничеством с газетами,
общением с товарищеской артелью
начинающих писателей, которую я
назвал на достопамятном читинском
семинаре 1965 года "иркутской
стенкой". Несмотря, однако, на
тогдашние дружные всходы нашей
прозы, драматургии, поэзии, нашей
"стенке" пришлось упереться в
ортодоксальное неприятие маститых
"областников", косившихся на
Александра Вампилова, Валентина
Распутина, Евгения Суворова,
Вячеслава Шугаева. Моя первая
повесть "Стальной цветок" была
выброшена из молодежного номера
альманаха "Ангара" (ныне
журнал "Сибирь") цензурой с
благословения "старших
товарищей".
Но ощутимый
ветер перемен в жизни страны в
шестидесятых годах укрепил
"стенку", молодой задор
заставлял продолжать начатое,
взаимовыручка и выручка обернулись
заметными журнальными
публикациями и книгами. Появились
"Арка", "Синее море, белый
пароход", "Старший сын",
"Провинциальные анекдоты",
"Ветер странствий", "Человек
с этого света", "Бегу и
возвращаюсь", "Стакан
черемухи", "Волчьи ягоды" и
многие другие вещи, о которых
заговорила критика и в столице.
С весельем и
отвагой мы завоевали московские
издательства, чтобы нас оценили и в
Сибири. До сих пор бывший идеолог
обкома партии Е.Н. Антипин, проживая
в Москве, вспоминает в своих
мемуарах, как он якобы растил
молодые таланты Иркутска… Мы же
знаем, что все наши достижения на
ниве словесности появлялись
вопреки его контролю и
бдительности.
Перестроечная
ломка, естественно, коснулась
творческого настроения писателей
как в центре, так и на местах.
Принцип "Издавайся за свой счет
или ищи спонсоров" ударил по
рукам многих пишущих. Маленькие
тиражи тоже не способствуют
высокому тонусу в словотворчестве.
Однако иммунитет, приобретенный
"стенкой" в многотрудных боях
за выживание на ниве разумного,
доброго, вечного, работает на нас и
в трудные рыночные времена.
"Стенка" не отступает:
появились новые книги Андрея
Румянцева, Кима Балкова, Татьяны
Суровцевой, Владимира
Жемчужникова, Евгения Суворова,
Альберта Гурулева… Областное и
городское управления культуры
помогают издавать новые книги,
отзываются на творческие запросы
писателей, хотя издательский круг
по сравнению с прежними годами
почти не выходит за пределы
области.
На
преодолении нынешних препон вышла
моя новая книга — сибирский триптих
"Таинственные Лены берега"
(романы "Дальняя Тайга",
"Выстрел из кембрия", повесть
"Свирепая глухомань"). Помощь в
издании оказала администрация
города (В.В. Якубовский, С.И.
Дубровин). Теперь у автора мечта,
чтобы при малом тираже и больших
транспортных расходах книга дошла
до самых отдаленных поселков той же
Дальней Тайги Бодайбинского
района, где начиналась моя
производственно-геологическая
стезя. А бандероль в Москву с моей
книгой стоит 15 рублей! Не
напосылаешься даже
друзьям-товарищам.
Так
нарастают разобщенность,
отчуждение, замкнутость по своим
куткам, которые пытаемся перекрыть
мероприятиями вроде иркутского
праздника "Сияние России" или
"литературные чтения в
провинции" на родине В.П.
Астафьева в гостеприимном
Дивногорске и Овсянке — раз в два
года.
А сюжеты
разрабатываются, рукописи
складируются, надежды на широкий
читательский спрос не угасают. И
главное, "душа обязана трудиться
и день и ночь, и день и ночь…" А
подпитка "стенки" молодыми
ищущими подмастерьями идет вяло.
Областные конференции
"Молодость, творчество,
современность" выявляют
вторичность, одноклеточность
творений, примитивизм. Однако
творческий родничок не иссякает —
об этом свидетельствуют новые
имена и книги, как и журнал
"Сибирь"…