издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Любимая женщина Алексея Германа

Любимая
женщина Алексея Германа

Нет, речь
пойдет не о супруге режиссера
Светлане Кармалита, являющейся
соавтором сценариев всех его
картин. Давнюю и нескрываемую
нежность испытывает прославленный
мэтр кино к нашей Анне
Овсянниковой, заслуженной артистке
России, актрисе Братского театра
кукол. "Где моя любимая?" — то и
дело восклицает он на съемочной
площадке, имея в виду Анну
Георгиевну, Аннушку, как ласково
называют ее в группе. Во втором
своем фильме снимает Овсянникову
Алексей Герман, известный тем, что
он вообще снимает редко по причине
трудной судьбы всех его картин.

Герману нашу
звезду словно передал в наследство
известный ленинградский режиссер
Виктор Аристов, у которого А.
Овсянникова сыграла первую свою
кинематографическую роль. То был
фильм "Трудно первые сто лет".
Но Аристов не только сам снимал, он
еще работал и вторым режиссером в
группе А. Германа, который после
кончины коллеги решил продолжить
творческое содружество с
самобытной, ни на кого не похожей
актрисой из далекого сибирского
города.

Первая их
встреча состоялась на фильме
"Хрусталев, машину!", где
Овсянниковой предназначалась
небольшая роль, по-нашему говоря,
бичихи, высланной за 101-й км. "У
тебя очень добрые глаза", —
говорил ей Герман. Эта работа
настолько понравилась и
запомнилась режиссеру, что, едва
запустившись со своей новой
картиной, он тут же вызвал на съемки
Анну Георгиевну, да не куда-нибудь,
а в Чехию, где снимается фильм по
роману братьев Стругацких
"Трудно быть богом". О героине
А. Овсянниковой в сценарии написано
просто: "женщина с туфлей", и
первоначально на работу с ней
предполагалось отвести недели две.
Однако по мере развития съемочного
процесса роль, словно снежный ком,
обрастала все новым и новым
содержанием, становясь не только
больше, но и значимей. В результате
вместо двух недель работа
продолжалась два с половиной
месяца, и это еще не конец: в августе
съемки продолжатся, только уже в
павильонах "Ленфильма" под
Выборгом. Герман и Кармалита
настолько влюбились в актрису, что
постоянно дописывали сценарий (и
продолжают это делать до сих пор),
поэтому окончательный объем образа
будет ясен только после выхода
фильма на экран.

Казалось бы,
неужели в Питере или где поближе не
нашлось подобного типажа? Это ж
надо — за тысячи верст вызывать на
зарубежные съемки актрису, которая
даже не главную роль играет?
Типаж-то найти не проблема. И
находили. Сидела часами на площадке
женщина, внешне похожая на
Овсянникову. Но она сидела, а наша
Аннушка снималась по 12 часов в
сутки. Работать с Германом, по
словам Анны Георгиевны, сложно, но
чертовски интересно. Для
выполнения режиссерской задачи он
вытаскивает из своих актеров такие
глубинные залежи души, о которых
человек даже сам не подозревал. И
затем, раскрыв в себе неведомые
ранее способности, творец уже эту
планку никогда не опустит.

— Анна! Ты что,
в своем … Братске совсем играть
разучилась?! — кричал порой режиссер
своей любимице. Эпитеты и посильнее
доставались в съемочной группе
всем. Кто-то обижался, некоторые
даже до слез, но те, кому уже были
известны методы работы Германа,
воспринимали это нормально:
главное — результат. Поэтому,
несмотря на не всегда цензурную
лексику, продолжала Анна
Георгиевна смотреть на мэтра
влюбленными глазами и впитывать,
словно губка, каждое его слово.
Из-за этих съемок у Овсянниковой не
состоялась работа над ролью
кормилицы в спектакле театра кукол
"Ромео и Джульетта"; она
поставила условие: или отпускаете,
или вообще увольняюсь. Люди
творческие ее поймут: ни одна, даже
самая наиглавнейшая роль в самом
интересном спектакле не сравнится
с минутным эпизодом в фильме такого
мастера, как Алексей Герман. В
театре к этому относятся с
пониманием, ведь далеко не в каждой
труппе есть талант, подобный А.
Овсянниковой. "Трудно быть
богом" — десятый фильм нашей
звезды. А она уже получила
предложение сыграть в
одиннадцатом: съемки своей
очередной комедии начинает
известный питерский режиссер Юрий
Мамин, чьи фильмы "Праздник
Нептуна" и "Окно в Париж"
успешно прошли по экранам и
завоевали много призов. Но Анна
Георгиевна отказалась. Когда
снимаешься у Германа, работать над
чем-то еще просто невозможно. Если
это поймет Мамин и дождется
окончания германовских съемок, то,
хочется верить, нам предстоит
увидеть фейерверк граней
комедийного дарования
Овсянниковой.

… В апреле,
только вернувшись со съемок, через
два дня Анна Георгиевна получила
новую телеграмму: "Срочно
вылетайте в Прагу". Давление
подскочило до 230. А потом она
побежала знаете куда? На рынок. И
купила там 10 кг свежего омуля.
Засолила его и через всю страну,
через все границы везла в Чехию, где
пива чешского — хоть залейся, а
рыбки — днем с огнем не сыщешь.
Представляете, как встретила ее
съемочная группа?! Ну разве можно не
любить такую актрису?..

Наталия
ЛЕБЕДЕВА.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры