Как вырастить "сибирский газон"
Как
вырастить "сибирский газон"
Владимир
КИНЩАК, "Восточно-Сибирская
правда"
На весь мир известно такое
явление, как "английский
газон" — символ английской любви
к традициям и трудолюбию. Это
лужайка с сочной, коротко
постриженной зеленой травой. На
лужайке можно играть, лежать,
маршировать. Ее можно топтать.
Живому ковру ничего не будет. Он
останется таким же ровным,
изумрудно- зеленым и упругим.
"Все очень просто, — объясняют
английские садовники туристам, —
высаживаете траву и каждое утро ее
стрижете и поливаете. Через 100 лет
получится английский газон"…
Об этой
простоте я вспомнил, когда Евгений
Владимирович Подшивалов,
генеральный директор ОАО
"Сибавиастрой", водил меня по
цехам этого, ни на что в Иркутске не
похожего, предприятия, на котором
делают окна и двери. Необычные
двери, исключительного качества и
красоты окна .
Сушильные
камеры размерами с двухэтажный дом.
Деревообрабатывающие станки —
австрийские, японские, немецкие —
все с компьютерным управлением.
Неторопливые движения рабочих и их
результат — сложнейшие по
конфигурации деревянные детали.
Мы
останавливались у станков и
Евгений Владимирович говорил:
— Этот,
единственный в Иркутске: . А этот —
единственный во всей Иркутской
области…
— А такой
агрегат надо еще поискать по
России, — замечает Подшивалов,
когда мы заходим в следующий цех и
останавливаемся у длинного
аппарата, создающего
разнопрофильные бруски — погонаж.
Я беру из
ящика готовый брусок и, поражаясь
зеркальной чистоте его граней,
провожу по собственной щеке
идеально гладкой поверхностью.
Тепло ангарской сосны согрело щеку.
— Как видите,
он не нуждается в полировке, —
замечает Евгений Владимирович.
В цехе
обработки стекла машины работают
почти бесшумно. У входа, в
упаковках, листы полированного
стекла. На выходе — герметичные
двухкамерные стеклопакеты — пыле-,
влаго-, звуко-, холодонепроницаемые,
удивительной прозрачности.
— Такими же
получаются и окна, — объясняет
Подшивалов, и рассказывает о том,
как из стекла и других материалов
изготавливается стеклоблок для
современного герметичного окна.
Затем мы идем
на выставку готовой продукции.
— Окна мы
изготавливаем любой формы — такой,
какую подскажет фантазия
заказчика, — поясняет директор.
— Но это же
произведения искусства! — искренне
восхищаюсь я, любуясь дверными
блоками и окнами самой причудливой
конфигурации.
— Да, —
соглашается Евгений Владимирович,—
а если учесть, что в комнате не
слышно городского шума, даже когда
трамвай грохочет под окнами, а само
окно открывается не только настежь,
но и другим способом — сверху, если
ручку повернуть на 90 градусов, то мы
вполне можем гордиться продукцией
своего столярного цеха.
Впрочем, эта
гордость сродни той, которую
испытывают английские садовники.
"Сибавиастрой" из тех редких
сибирских предприятий, которое
готовится отпраздновать свое
семидесятилетие. Созданное в
тридцатые годы, когда зарождалась
отечественная авиация, оно в
течение почти всего 20 века
оправдывало свое название, строя
аэродромы в Сибири и на Дальнем
Востоке.
Сегодня в
СМУ-11 ГА, как раньше называлось это
старейшее иркутское предприятие,
работают дети и внуки тех мастеров,
которые, создавали инфраструктуру
российской авиации на пространстве
от Урала до Тихого океана. В этой
эпопее есть легендарный эпизод,
достойный пера летописцев.
В конце 50-х
годов гражданская авиация
готовилась принять в эксплуатацию
первый трансконтинентальный
реактивный самолет Ту — 104. Самолет
прошел испытания и был готов к
серийному производству, но когда
для него начали прокладывать
маршрут через весь континент,
оказалось, что на всем этом
пространстве нет ни одного
аэродрома, который в состоянии
принять лайнер. Министерство
гражданской авиации предложило
Новосибирску, а затем Красноярску
построить взлетно-посадочную
полосу для "Ту". Сроки были
определены предельно жесткие — два
года. И новосибирцы, и красноярцы
признались, что не смогут этого
сделать так быстро. Тогда начальник
Главного управления ГА маршал
Жаворонков приехал в Иркутск. И
Иркутск согласился.
Ответственность принял на себя
руководитель СМУ-11 ГА Яков
Матвеевич Подошов. У него был опыт
"скоростного" строительства
аэродромов в военные годы киркой и
лопатой, когда в немыслимых
условиях и в немыслимые сроки была
построена цепь аэродромов через
всю Сибирь для перегона по воздуху
американской авиационной техники.
Единственным требованием, которое
предъявил Подошов, был завод для
производства бетона. Кстати, с той
поры бетонный завод
"Сибавиастроя" считается
лучшим в Иркутске. Яков Матвеевич
хорошо знал возможности своего
предприятия и квалификацию его
работников. Полоса для "Ту"
была построена и принята
государственной комиссией в срок.
Свой первый в
истории рейс Ту-104 совершил в
Иркутск, точно в запланированный
день.
Шло время,
самолеты становились мощнее и
тяжелее. И СМУ-11 ни разу не подвело
авиаторов, умудряясь
реконструировать взлетно-
посадочную полосу Иркутского
аэропорта в сжатые сроки.
Иркутск,
затем Хабаровск. В промежутках
между заказами иркутские мастера
из СМУ-11 строили дороги,
специальные сооружения для
аэропортов в Приангарье, Якутии,
Бурятии, в Амурской области и в
Хабаровском крае. Стоянки для
самолетов, ангары, гостиницы, школы
и поликлиники. Все они и сейчас
служат людям.
Весь период
так называемой перестройки выпал
на долю Волкова Юрия Вениаминовича,
который в 1984 г. возглавил
предприятие. В начале 90-х годов для
предприятия, на котором работало
более 500 человек, начались тяжелые
времена "вливания" в
"свободный" рынок. Тогда как
мощнейшие индустриальные гиганты,
брошенные на произвол судьбы
своими главками и министерствами,
теряли заказчиков, партнеров,
людей, "Сибавиастрой" выжил.
Его спас Юрий Волков, ныне вице-мэр
Иркутска. "САС" не только
выжил, но и сохранил все свои
мощности, всех своих работников.
Хозяином акционерного общества
открытого типа стал трудовой
коллектив. Работники предприятия,
сегодня шутят: "Мы удержались на
плаву благодаря натуральному
хозяйству".
Завод
железобетонных изделий,
автоколонна с тяжелой техникой,
ремонтные мастерские,
сантехнический цех и цех столярно-
строительных изделий. Хозяйство не
проели, а стали его грамотно
эксплуатировать. Экономя каждую
копейку, закупили современное
немецкое оборудование для
столярного цеха, австрийскую
сушильную камеру. По заказу
городской администрацией
построили асфальтобетонный завод.
Его производительность сегодня
достигает 160 тонн качественной
смеси в час. Появились средства.
Заработанные деньги использовали
на приобретение оборудования для
изготовления высококачественного
бруска. Это было сделано с прицелом
на экспорт.
Да,
уникальные, доведенные до
совершенства окна и двери — то, чем
гордится предприятие и делает на
заказ, позволяют сегодня
"Сибавиастрою" регулярно
выплачивать заработную плату
рабочим, хотя и не всегда хорошо с
заказами в наше непростое время.
Постоянными заказчиками стали
строительные фирмы и частные лица.
В период реставрации Иркутского
драматического театра для него по
заказу "Иркутскпромстроя"
были изготовлены
"авиационные" чудо-окна.
Но
"Сибавиастрой" остался
авиационным предприятием, умеющим
строить аэродромы и доказал это
совсем недавно. Его специалисты
построили взлетно-посадочную
полосу для тяжелых современных
самолетов на Иркутском
авиационно-производственном
объединении. Это было сделано всего
за сто дней летом 1997 г. и принято
госкомиссией с оценкой
"отлично". А когда здесь
произошло несчастье с
"Русланом", другая сановная
комиссия во главе с Черномырдиным
признала, что полоса
безукоризненна, она не могла стать
причиной катастрофы.
И сейчас,
когда стоит вопрос о модернизации и
расширении ВПП Иркутского
авиапорта, "САС" готов взяться
за это дело. И надо думать, что люди,
посадившие на сибирскую землю
первый "Ту", не подведут марку
своей фирмы.
Мастера из
"Сибавиастроя" готовы сделать
любую работу: построить аэродром,
возвести дом, проложить дорогу. А их
чудесные окна и двери, которые
украшают сегодня офисы официальных
учреждений и частных фирм Иркутска,
а также квартиры иркутян — это, как
трава на "английском газоне" —
символ традиций, которые были
заложены дедами и отцами нынешних
работников предприятия почти 70 лет
назад.