"Продиктовано интересами иркутян"
Владимир
ЯКУБОВСКИЙ:
«Продиктовано
интересами иркутян»
Владимир ЯКУБОВСКИЙ в мэрах
уже почти три года. Он стал вторым в
истории города человеком,
избранным на эту работу волей
иркутян. Одновременно он был
доизбран депутатом
Законодательного собрания области,
обретя таким образом, кроме
полномочий градоначальника,
частицу законодательной власти. Но
если мэром мы избрали Владимира
Викторовича на 4 года, то срок его
депутатства истек. До «последних
и решающих» выборов в
Законодательное собрание 3-го
созыва Иркутской области, первый
тур которых значительная часть
граждан в июне проигнорировала,
остались считанные дни. Наш
корреспондент встретился с
Владимиром ЯКУБОВСКИМ, чтобы в ходе
беседы получить ответ на
принципиальный вопрос: зачем мэру
Иркутска, отягощенному
многочисленными заботами о городе,
идти на выборы в Законодательное
собрание области?
—
Владимир Викторович, не мешал вам
ваш второй «портфель»?
— Нет,
наоборот: мэр помогал депутату,
депутат работал на мэра. Все, что
было за это время сделано в
Иркутске, делалось в рамках
законодательной базы, с помощью
коллег — депутатов
Законодательного собрания от
нашего города. Моей главной задачей
было в тот период сохранить
стабильность в Иркутске. Чтобы в
домах было тепло, чтобы люди
своевременно получали зарплату.
Чтобы иркутяне чувствовали, что они
живут в городе, администрация
которого заботится о населении.
Думаю, эту задачу нам решить
удалось.
— Я
понимаю, что жизнь города состоит
из повседневных забот. И слава богу!
Нам и без того хватает
«великих» потрясений. Тем не
менее в Иркутске есть, например,
объекты, значимость которых
выходит за рамки «текучки».
Таких Центрального рынка,
диагностического центра, по словам
гостей Иркутска, нет даже в
центральной части России. Ведь это
заслуга городской администрации?
—
Диагностический центр, этот
серьезный и дорогостоящий проект,
создавался еще при Борисе
Александровиче Говорине. А мне
пришлось это дело завершать и даже
спасать. Резкое падение рубля в 1998
году серьезно отразилось на
бюджете. Проект оказался под
угрозой полного срыва. Суть в том,
что проект финансировался из двух
источников. Первый — кредит
Онэксимбанка. Второй — доля города.
Это — 148 миллионов рублей. Поскольку
рубль подешевел в 4 раза, у нас
возникли проблемы. Но, несмотря на
трудности, город деньги нашел.
Отступать было нельзя. Зато сегодня
в Иркутске есть уникальнейший
диагностический центр. Он уже спас
жизнь многим людям.
— Можно
ли, говоря о стабильности, считать,
что Иркутск стал вполне
обеспеченным городом?
— Иркутск —
донор. Мы зарабатываем деньги и
датируем другие территории. Но при
этом назвать наш город
обеспеченным, к сожалению, нельзя.
Бюджет города таков, что на каждого
жителя приходится 2900 рублей, а
потребность составляет 4900 рублей.
Иркутск живет в режиме жесткой
экономии. Несмотря на это, главные
задачи по обеспечению
жизнедеятельности города мы
решаем. Но еще нужно и развитие.
Иркутск — самый старый город
Приангарья. В нем много ветхого
жилья, изношены коммуникации,
транспорт, многие объекты просто в
аварийном состоянии. На все это
городу необходимы дополнительные
средства, а ему вместо этого все
добавляется и добавляется донельзя
запущенное ведомственное жилье,
сети, теплоузлы… Так что об
обеспеченности Иркутска говорить
не приходится.
— Я вижу,
что сложность решения значительной
части городских проблем сводится к
тому, что в бюджете не хватает
средств. Здесь прямая связь с
участием мэра в работе
Законодательного собрания. Какова
ваша позиция как депутата?
— Я считаю,
что половина, как минимум, денег,
заработанных на территории, должна
на ней и остаться. Зачастую это
приходится доказывать тем
депутатам, что защищают интересы
территорий, которые больше тратят,
чем зарабатывают. Прежде чем деньги
делить, их надо заработать. И в этом
вопросе губернатор меня полностью
поддерживает. (Два года назад
Владимир Викторович, выступая на
Законодательном собрании,
настаивал на том, что городские
администрации должны всячески
способствовать восстановлению и
развитию промышленности на своей
территории, обеспечивая таким
образом налоговые поступления в
бюджет. Вот тогда Борис
Александрович и сказал, что на тех
территориях, где органы местного
самоуправления будут наращивать
доходность путем поддержки
предприятий, нормативы отчислений
в местный бюджет будут сохраняться
в течение трех лет. Чтобы
территория была заинтересована в
увеличении своих доходов). Прошлый
год мы завершили с результатами,
которых, к сожалению, достигли
далеко не все территории Иркутской
области. Из дополнительных доходов,
которые поступили в областной
бюджет, львиная доля — Иркутска.
Да, мы смогли
получить внеплановые доходы. За
счет того, что в администрации над
этим постоянно работают. В прошлом
году мы, например, привлекли 200 млн.
руб. только из недоимки, которая
считалась безнадежной. Сделала
свое дело и наша политика
размещения заказов на территории
города. Таким образом, бюджетные
средства оставались в городе,
работники предприятий получали
зарплату, а в городской бюджет
возвращались налоги. В числе таких
предприятий — радиозавод, на
котором ремонтируют автобусы. Это
403 авиационный завод, на котором
ремонтируют городские троллейбусы.
Такую схему мы обкатываем третий
год, и она дает хорошую отдачу. Есть
и другие способы поддержки
предприятий города. Скажем, мы
предоставили под проценты кредит
предприятию «ВИД». Кроме того,
было поставлено условие: не
повышать цену на детскую продукцию
перед началом учебного года.
Результат — на предприятии
сохранилось 200 рабочих мест. Их
продукция востребована иркутянами.
Мы получаем проценты, предприятие
приступило к расчету за кредит. Мы
выделили подобный кредит
«Энерпреду», который выпускает
гидравлическое оборудование для
всей России. Предприятие купило цех
на заводе «Радиан». Теперь на
этом заводе, который не работал,
создано 200 рабочих мест.
Предприятие намерено увеличить их
до 500. Я не сомневаюсь в том, что
«Энерпред» с нами
рассчитается.
—
Давайте вернемся к формированию
бюджета в Законодательном
собрании. Иркутск ежегодно
защищает статью о компенсации
исполнения функций областного
центра. Всегда ли удается получить
эти деньги?
— К
сожалению, мы и сейчас недополучаем
средства из областного бюджета. На
сегодня из 151 млн., которые должны
получить на эти цели, перечислено
только 27 млн. рублей. Поэтому
участие в формировании бюджета —
важнейшая задача любого депутата
Законодательного собрания от
Иркутска. Для мэра города она еще и
самая сложная.
— Какие
из больных проблем г. Иркутска вы
предложите решать в первую очередь
новому составу Законодательного
собрания?
— Первая и
главная проблема, которая касается
жителей Иркутска, это незаконное
проживание на территории города и
области лиц из ближнего и дальнего
зарубежья. Их присутствие создает
для города значительные трудности —
в борьбе с наркотиками, в наведении
порядка, в предупреждении эпидемий.
Ведь большая часть наркотиков
поступает к нам из стран Средней
Азии. Их везут люди с такими же
паспортами, как и у нас. Кто этими
наркотиками торгует? Посмотрите,
кто торгует на рынках, вытесняя
наших крестьян? Кто держит ларьки?
Кто устраивает бандитские разборки
с взрывами и стрельбой?
Город сам,
своими решениями, не в состоянии
ограничить эту «тихую
экспансию», принять силовые меры.
Все упирается в законодательство.
Необходимы федеральные и областные
законы, которые бы определили
порядок въезда и нахождения на
территории Иркутской области этих
людей. Нужен визовый въезд из
Таджикистана, Узбекистана — из
любой страны. Только тогда можно
будет взять под контроль каналы
доставки в область и Иркутск
наркотиков. Иначе проблему
наркомании и СПИДа не решить.
—
Надеюсь, что каждый иркутянин
понимает, что эти дела касаются его
лично. Что еще может сделать для
города Законодательное собрание?
Что будете предлагать вы, как мэр
Иркутска?
— Жилье!
Серьезнейшая проблема. Жизнь
человека без собственной крыши над
головой невыносима. Жилищное
строительство в городе практически
прекратилось. Администрация еще
умудряется строить немного жилья
для ветеранов, инвалидов, врачей и
учителей. Но это не решение
проблемы. Необходим закон, который
на областном уровне определит
порядок строительства и получения
жилья. Надо, чтобы эффективно
заработала ипотека, о которой мы
сейчас много говорим.
Наболевшим
вопросом является вопрос о
границах города. Иркутск растет
вширь. Инвесторы готовы строить
жилье на окраинах. Не можем. Иркутск
«окольцован» землями
Иркутского района. Возникают
сложные ситуации с микрорайонами —
спутниками города, с зелеными
зонами, садоводствами, где отдыхают
или практически живут по полгода на
своих дачах иркутяне. С точки
зрения закона это территория того
же Иркутского района. Но когда
заходит речь о благоустройстве,
транспортном обеспечении, о
наведении там элементарного
порядка — люди обращаются в
администрацию Иркутска. И мы не
можем им отказать, ведь это
иркутяне.
Вопрос же об
официальном статусе той или иной
территории может быть решен только
законодательной властью. И он
требует срочного рассмотрения.
Город растет
не только вширь. Есть возможность и
необходимость благоустраивать и
перестраивать центр. Исторический
центр города являет собой унылое
зрелище. Старинные дома, большая
часть которых является памятниками
федерального или областного
значения, сильно изношены. Однако
их восстановление, реставрация,
ремонт и снос наталкиваются на
серьезные препятствия. Все эти
памятники являются собственностью
различных учреждений или
предприятий. Кроме муниципальной,
есть же еще собственность
федеральная, областная. В бюджете
города средств на реставрацию и
реконструкцию нет. Возникает
классическая ситуация с «семью
няньками», у которых дитя без
глаза. Решение есть. Есть примеры — в
Австрии, в Германии. Есть ближе — в
Москве. Здания-памятники
передаются в частные руки с
железным условием — восстановить и
охранять. Опять-таки нужны законные
основания. Надо обязать
собственника содержать свое здание
в хорошем состоянии.
Впрочем, есть
случаи, когда администрация
Иркутска нашла выход из положения.
В прошлом году мы вместе с ректором
ИГЭА создали прецедент —
реставрировали здание академии. А в
день, когда прошло торжественное
открытие обновленного фасада
академии, в кинотеатре
«Художественный» были выданы
почетные поручения мэра Иркутска
руководителям организаций и
учреждений — собственникам
исторических зданий. Результат
налицо. Многие здания в городе уже
приведены в порядок.
Существует
серьезнейшая проблема с
безопасностью общественного
транспорта. Маршрутные такси — не
только наша выручка, но и беда. Они
ездят по городским дорогам, возят
иркутян, создают в Иркутске
аварийные ситуации. Но лицензии на
эти такси выдает… государственная
автомобильная инспекция, претензии
же по безопасности движения
предъявляются мэрии. Пора все
отдать в одни руки. Это тоже можно
решить только на законодательном
уровне.
Проблемы
милиции. Город помогает милиции как
может: шьет форму, лучшим дает
премии, покупает машины, снабжает
бензином, тратится на разметку на
городских улицах, предоставляет
служебное жилье… Да, мы
поддерживаем милицию в интересах
города. Но здесь тоже отсутствует
законодательная база, а значит, и
деньги в бюджете не предусмотрены.
Можно
бесконечно говорить о жизненно
важных городских делах, которые
следует решать только при участии
законодательной власти. И кто, как
не мэр города, знает эти дела,
проблемы лучше, чем кто-либо другой,
постоянно с ними сталкивается,
постоянно ищет пути решения. Только
мэр-депутат совместно с такими же
депутатами от Иркутска может
защитить интересы города и его
жителей, четко обосновать все
потребности города.
Так что,
отвечая на ваш вопрос о том, зачем я
иду в Законодательное собрание,
могу ответить так: это продиктовано
жизненными интересами иркутян.
Владимир
КИНЩАК, «Восточно-Сибирская
правда».
Оплачено из избирательного фонда
В.В.Якубовского