издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Учиться никогда не поздно

Учиться
никогда не поздно

Светлана ЖАРТУН

Можно ли
актерскому мастерству учиться
заочно? В истории Государственного
института театральных искусств
была такая практика — поступали
сюда в основном актеры
периферийных театров, которые
хотели получить высшее
образование, но главное — иметь
возможность видеть лучшие
актерские работы в спектаклях
столичных театров.

В
перестроечное время этот факультет
ГИТИСа закрылся. Ликвидировались
льготы: оплачиваемый учебный
отпуск, 50-процентная скидка на
проезд в поездах и самолетах,
которыми ранее пользовались
заочники. Да и образование стало
платным.

Пока главный
институт страны, ставший сегодня
академией театральных искусств,
думает о возобновлении работы
факультета заочного образования,
наше Иркутское театральное
училище, единственное в стране, его
открыло. Студентами-заочниками
стали актеры театра драмы и комедии
города Усть-Илимска.

Этот
уникальный проект осуществлен
благодаря совместным усилиям
комитета по культуре администрации
области и управления культуры
Усть-Илимска, учредившего в 1999 году
в городе профессиональный театр.
Его базовой основой стал народный
коллектив, организованный
пятнадцать лет назад выпускником
Московского театрального училища
имени Щукина Евгением Пиндюриным.
За все это время многое менялось
здесь — возникало, рассыпалось и
вновь создавалось. Самодеятельные
актеры уходили и возвращались до
тех пор, пока некоторые из них не
поняли, что жизни без театра себе не
мыслят. Работать начали упорно и
целенаправленно, создавая один
спектакль за другим. К постановкам
брали не какие-нибудь простенькие
пьесы, а сложнейшую драматургию
Карло Гоцци, Марины Цветаевой,
Даниила Хармса, Антона Чехова и
Александра Островского.

Социальные
условия последних лет вытеснили
Усть-Илимск на периферию
культурной жизни области — сюда
почти перестали приезжать на
гастроли театры, филармония,
эстрадные коллективы. Общественная
жизнь города могла бы замереть,
если бы не народный театр, который
смог создать репертуар, состоящий
из двенадцати названий спектаклей,
в том числе кукольные
представления для совсем маленьких
зрителей и постановки сказок для
более старших ребят.

Стало
очевидно, что театр перерос рамки
самодеятельности и может
претендовать на статус
профессионального. Благодаря
усилиям заведующей управлением
культуры Татьяны Сафиуллиной и
поддержке мэра города Виктора
Дорошка реорганизация состоялась.
Но возник другой вопрос — как
актеры, не имея должного
образования, могут называться
профессиональными? Так родилась
идея, а потом и проект совместной
работы с Иркутским театральным
училищем. Все финансовые заботы по
его осуществлению взяли на себя
руководители области и города.
Правда, выделенные деньги проблемы
не решали и не могли переубедить
тех, кто поначалу не верил, что
актеров заочно можно чему-то
научить.

Тогда решили
попробовать — педагоги Валентина
Дулова, Анна Владимирова, Вячеслав
Савватеев, Нина Терехова в середине
августа поехали знакомиться со
своими новыми учениками и сразу
поняли: их ждали, они нужны.

Актеры-студенты
Усть-Илимского театра готовы были
заниматься сутками. Получалось
отличнейшим образом: утром — танцы,
ритмика, движение, в обед и вечером
— тренинги, действенный анализ и
разбор пьесы "Утиная охота",
которую театр взял к постановке.
Одним словом, на своей первой
сессии актеры-студенты начали
учиться не только тому, как надо
играть, но главное — как освоить
профессию, чтобы игра на сцене
стала еще и "жизнью
человеческого духа".

Художественный
руководитель театра Евгений
Пиндюрин, кажется, остался доволен
— ему, профессиональному режиссеру
и талантливому организатору, в
работе явно не хватало помощи и
поддержки педагогов. Училище и
театр сегодня поверили в успех
общего дела.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры