Вчера в школах области прозвенел первый звонок
Вчера в
школах области прозвенел первый
звонок
Впрочем, во всех ли школах
прозвенел? Не вплетаются ли в
праздничную трель минорные ноты
учительского недовольства? Ведь в
последние годы не было сентября,
который не омрачался бы большой или
малой акцией протеста. Как же
обстоят дела нынче? С этого вопроса
и началась наша беседа с
начальником Главного управления
образования области Л.А. ВЫГОВСКИМ.
— Все без
исключения 1118 общеобразовательных
школ приступили к работе, — заверил
Леонид Аполлонович. — Впрочем,
никаких сомнений по этому поводу
нынче и не было. В прошлом году — да,
действительно, до последнего дня,
как дамоклов меч, висел вопрос:
забастуют или не забастуют. Но
тогда ведь и ситуация была иной:
оставался серьезный долг по
зарплате. Сегодня положение дел в
корне изменилось. Те усилия,
которые на протяжении нескольких
лет предпринимали губернатор,
администрация области, дали свои
результаты. С последними долгами по
зарплате покончено еще 15 марта, и
это сразу разрядило обстановку. С
апреля учителя области получают
20-процентную надбавку — между
прочим, далеко не во всех
российских регионах это
постановление правительства
выполнено. Отпускные педагоги
получили в полном объеме и
спокойно, организованно ушли
отдыхать.
Увеличена
зарплата и директорам школ, это
тоже важный фактор стабилизации:
крепкий директор — и школа будет
крепкой.
Так что, как
видите, никаких оснований для
социальной напряженности, тем
более для забастовок, сегодня нет.
Обстановка спокойная, рабочая.
— И вы,
как руководитель образовательного
ведомства, встречаете новый
учебный год с хорошим настроением?
— Да, с
хорошим. Поводов для этого много.
Недавно, как обычно в августе, я
побывал в школах. Признаюсь вам,
такого уровня готовности к новому
учебному году давно не видел.
Особенно порадовали иркутяне. В
какую школу ни зайдешь, все сияет
чистотой, порядком, кажется, нажми
кнопку звонка — и можно начинать
урок. Сначала думал, что это чисто
"столичное" явление.
Оказалось, нет. Практически во всех
городах и районах отношение
муниципальных органов к подготовке
школ изменилось, впервые после
многих лет безденежья мобилизованы
очень серьезные финансовые ресурсы
на ремонт.
— Все это
хорошо, Леонид Аполлонович, но… Как
ни прискорбно, правду жизни мы
лучше усваиваем, если она с
привкусом горечи. Не найдется ли у
вас на этот случай "ложки
дегтя"?
— Нет, не
найдется. Ложкой дегтя ведь всю
бочку меда испортить можно. 3-4 года
назад и у нас в образовании
ситуация многим казалась
беспросветной. Но сегодна она по
своему содержанию в корне другая.
Так что о ложке дегтя — не будем…
Вот о
проблемах я говорить готов. Что
скрывать, они имеются, их даже более
чем достаточно, Но если есть в
наличии политическая воля, энергия,
если образование не на словах, а на
деле становится для власти
приоритетом, то и проблемы
разрешаются. Ведь разорвали же
наконец заколдованный круг
многолетних долгов по зарплате.
Даже замминистра образования
Болотов, побывавший у нас на днях, с
удивлением отметил: такой динамики
погашения долгов нет ни в одном
российском регионе.
Или вот о чем
вспомним. В прошлом году, когда
впервые заговорили об областной
программе "100 компьютерных
классов для села," многим она
показалась невыполнимой. Прошел
год. Что имеем? К 1 сентября вся
программа выполнена, практически
все классы установлены, педагоги
подготовлены. А ведь планировали
завершить работы только к декабрю.
С другой
стороны — это только начало решения
проблемы. Без компьютеров остаются
еще 440 сельских школ. Поэтому на
будущий год замахиваемся на 130-150
компьютерных классов. И если такие
темпы года три выдержим, то
программу компьютеризации
сельской школы решим полностью.
Или возьмем
проблему обеспечения учебниками,
тоже застарелую и тяжкую. В прошлом
году в областном бюджете было
заложено 7,6 миллиона рублей на эти
цели. Реально мы их получили только
в августе, поэтому и учебники
начали поступать с большим
запозданием — уже в октябре-ноябре.
А что нынче? Почти в три раза
увеличены ассигнования из
областного бюджета — 20 миллионов.
Причем дали их "живыми"
деньгами. В результате к сентябрю
почти все деньги освоены,
большинство территорий свои
учебники забрали. Есть повод для
радости? Конечно! Но опять-таки —
впереди работы еще больше. Чтобы
процентов на 50 школьный фонд
укомплектовать, надо по 20-25
миллионов рублей два-три года
подряд расходовать на эти цели.
Тогда большинство детей смогут
пользоваться библиотечными
учебниками.
Еще одна
маленькая радость нынешнего года:
каждая школа получила комплекты
географических и исторических
карт. Больше того, художественной
литературой начинаем помаленьку
подпитывать библиотеки: недавно
вот двухтомник Распутина во все
школы отправили. Скажете, нашел чем
хвастать начальник, но ведь 10 лет ни
одной книжки школы не получали…
И если все
эти реальные факты выстроить в одну
цепочку: программа компьютеризации
сельской школы, программа
обеспечения учебниками, программа
обновления техники в сельских
школах — нынче 7 тракторов закупили,
то получается вот какая картина:
школа сегодня существует уже не в
прежнем режиме выживания. Она
выходит в режим развития.
— Да,
конечно, перемены впечатляют.
Хотелось бы верить, что
действительно происходит прорыв в
новое качество школьной жизни. Но
иногда, к сожалению, можно и о
мелочи споткнуться. Вот что писали
нам весной жители деревни
Тарасовск Балаганского района:
"Наша деревня находится в 20 км от
Заславской средней школы. Из-за
постоянных срывов транспорта (то
автобус сломан, то бензина нет) дети
почти половину учебного года не
учатся…" И таких писем с
жалобами именно на транспортные
проблемы было в нашей почте
несколько. Не получится ли так: есть
учебники, компьютеры, а автобусов,
на которых ребята из дальних
деревень добираются до школы, нет? И
все — никаких забастовок не надо,
застопорилась учеба…
— Ну не
получается, к сожалению, все так
быстро в социальной сфере, как
хотелось бы… Транспорт для
сельских школ — тоже проблема из
числа давних, больных, запущенных,
решаться она начала буквально
год-два назад. Это еще одно звено в
той цепочке перемен, которые
происходят в сфере образования. Что
же сделано? Приобретено 9 автобусов
для самых нуждающихся сельских
школ, планируется купить еще 8-10. Что
касается конкретно Заславской
школы, то могу твердо сказать: новый
автобус она нынче получит, деньги
на его приобретение уже
запланированы.
А вообще
используем и другой путь в решении
этой задачи. Губернатор нам
настойчиво советует: сохраните
интернаты, где они есть. Вот у нас в
Жигалово тяжело с подвозом, но зато
имеются 8 интернатов, ребятишкам
есть где остановиться на неделю. В
Рождественке — это в Тайшетском
районе — тоже интернат открыли
нынче…
—
Проблем, как видим, действительно
много. Сейчас, на старте нового
учебного года, какая беспокоит вас
больше всего?
— Кадровая.
Молодежь в село едет неохотно. Ведь,
чтобы выпускник вуза приехал, его
пригласить должны — и мэрия, и
население. Его жильем нужно
обеспечить, стабильной зарплатой. А
что в реальности? С жильем плохо.
Долгов по зарплате хоть и нет
сейчас, но люди пока еще не верят,
что их больше не будет… В
результате у нас сегодня 644
вакансии, это 3,2 процента от
потребности. Самая большая нужда —
в учителях физики и иностранного.
— Вроде
немного — 3,2 процента. Бывало и 10…
— Бывало и
больше, но давайте конкретизируем
сегодняшние цифры. Из имеющихся 644
вакансий 240 — учителя иностранного
языка. Представьте, какая за этими
цифрами стоит масса ребятишек,
которые не могут получить знания по
предмету. А сегодня без
иностранного во многие вузы дорога
попросту закрыта.
— Какой
же выход?
— Будем
использовать компьютерные классы,
которые только что установили.
Нынче в Иркутске открыт Британский
центр, постараемся через
соответствующие технические
средства в эти 100 школ завести по
компьютерной сети иностранный
язык. Пока так.
Если же брать
кадровую проблему в целом, то,
конечно, на ее решение потребуется
время. Большие надежды возлагаем на
губернаторскую программу
подготовки кадров — у нас сейчас в
вузах учатся 240 контрактников,
которые потом по договору поедут в
село. Нынче первые 8 уже отправились
в различные районы. Но в полную силу
программа еще не заработала. И,
конечно, надо создавать фонды
"казенного" жилья, без этого
учитель в деревню не поедет. Так что
3-4 года кадровая проблема еще будет
давать о себе знать.
— Вот вы
говорите о дефиците кадров, а не
придется ли их скоро сокращать?
Ведь численность школьников
уменьшается, мы все глубже
погружаемся в очередную
демографическую яму…
— Да,
действительно, и это особенно
чувствуется по первоклассникам:
нынче их в области на 30 процентов
меньше, чем три года назад. Дело в
том, что, начиная с 90 года,
рождаемость падает, и "дна"
этой ямы мы еще не достигли. Но не
думаю, что проблема сокращения
кадров встанет очень уж остро. У нас
ведь сегодня из 28 тысяч педагогов
4600 — пенсионеры…
— И
напоследок: нынешний учебный год —
особенный, на стыке не только
столетий, но и тысячелетий.
Как-нибудь отразится это в школьной
жизни?
— Мы заранее
советовались с учителями о том, как
помочь детям осознать важность
момента. И решили так: учителя
выйдут к детям с предложением —
посвятим новому столетию 100 добрых
дел. Можно их делать всем классом.
Можно — всей школой. Главное — не
превратить все в профанацию. Тогда
ребятишки запомнят это событие на
всю жизнь и будут потом собственным
детям рассказывать про 100 своих
добрых дел…
— Было бы
хорошо, если бы и власти всех
уровней, начиная с федеральных,
взяли на себя похожее
обязательство — 100 добрых дел в
пользу школы. Тогда многие из
проблем, о которых мы говорили и о
которых не успели еще сказать,
разрешились бы раз в 100 быстрее…
Спасибо за беседу и — с новым
учебным годом!
Беседовала
Дина МАДЬЯРОВА.