Ночной полет в Саяны
Ночной
полет в Саяны
Ольга КОЖЕНКОВА,
журналист
Необычный
рейс выполнил в ночь на 16 августа
экипаж вертолета Ми-17
поисково-спасательной службы ИАПО.
Необычным называют его сами пилоты,
потому что обстоятельства этого
полета были нестандартными.
… Далеко в
Саянах, на целебных источниках
Шумака, неожиданно заболела
молодая женщина-туристка:
состояние ее было, по оценке такого
же туриста-врача, критическим,
срочно требовалась операция.
Сообщение об этом в Иркутскую
областную поисково-спасательную
службу МЧС России передали из
Кырена, куда днем 15 августа
вернулся бурятский вертолет с
Шумака, не взявший на борт больную
туристку-ангарчанку. Добраться же
до источников можно либо за час
вертолетом, либо за двое суток
пешком по горным тропам.
Иркутские
спасатели МЧС сразу приступили к
поискам… вертолета. После
безуспешного обращения в несколько
организаций, в том числе и в службу
санитарной авиации (посылать
машину в ночь в то место, с которым
нет радиосвязи, никто не рискнул),
дежурная штаба спасателей
позвонила в дирекцию Иркутского
авиационного производственного
объединения. Технический директор
ИАПО Александр Вепрев, временно
исполняющий обязанности
генерального директора, с
пониманием отнесся к просьбе о
помощи, хотя и знал, что вся
ответственность в случае неудачи
ляжет на него. Директор сразу же
связался с начальником
летно-испытательного
подразделения ИАПО Валерием
Сухининым и поручил ему срочно
организовать рейс на Шумак.
И счет пошел
на минуты: членов экипажа вертолета
выдернули из уюта квартир,
авиатехники оперативно
подготовили машину, начались
интенсивные переговоры со службой
ПВО о разрешении на вылет. В 10
вечера экипаж уже ждал команду на
взлет. На борту вертолета
находились два спасателя МЧС и два
медработника службы санитарной
авиации. Но в воздух машина
поднялась только в час ночи: в
течение трех часов (!) Юрий Лушин,
начальник службы управления
воздушным движением ЛИП, вместе со
спасателями МЧС добивался
разрешения на незапланированный
полет.
Экипаж, ведя
машину в глухую ночь, конечно,
рисковал: ведь радиосвязи с Шумаком
нет. Пилоты — Владимир Ротов,
налетавший 14 тысяч часов, Алексей
Якушковский, пилот-вертолетчик с 1976
года, а с 1995 — еще и
летчик-испытатель военных
самолетов, и бортмеханик Леонид
Харченко — прекрасно осознавали,
сколь непростое дело им поручено.
Летели по визуальным ориентирам:
сначала вдоль русла Китоя, потом
над серебрившимся в лунном свете
стремительным Шумаком. К счастью,
было полнолуние, и силуэты горных
вершин четко вырисовывались на
фоне звездного неба.
На
источниках вертолет с нетерпением
ждали, сигналя с земли фонариками.
Прилетевший врач, осмотрев больную,
поставил предварительный диагноз —
перитонит. Женщину занесли в
вертолет, оказали первую помощь:
она почувствовала себя лучше.
Путь домой
показался короче и легче. В четыре
часа ночи на аэродроме ИАПО
спасенную перенесли в машину
"скорой помощи" и увезли в
областную больницу. Надо ли
говорить о том, какое облегчение
испытали все, кто организовал этот
полет, кто не спал всю ночь.
Чрезвычайное
происшествие закончилось
благополучно: туристка из больницы
выписалась, роковой диагноз, к
счастью, не подтвердился. Пилоты
авиазавода продемонстрировали
свой высокий профессиональный
уровень не на тренировочных
полетах, а в предложенной самой
жизнью ситуации. И еще в ту ночь
работники Иркутского
авиаобъединения, строящие отличные
военные самолеты, показали, как
отзывчивы они к чужому горю.