Сквозь пласты тысячелетий
Сквозь
пласты тысячелетий
Татьяна
КОВАЛЬСКАЯ, "Восточно-Сибирская
правда"
Наконец-то они получили такую
возможность, хотя мечтали об этом с
1969 года, когда определили, что весь
поселок Мишелевка стоит на месте
древнейших человеческих поселений.
А тут то ли Бог, то ли
судьба — прогнил деревянный,
автодорожный мост через речку
Хайта перед впадением ее в Белую.
Администрация Усольского района
приступила к возведению нового,
бетонного. А как известно, по
действующему закону места
строительства подлежат
обследованию археологами. И
поскольку еще в 1996 году там
обнаружены были береговые
обнажения культурных слоев, то
специалисты Центра сохранения
культурного наследия области
доказали необходимость раскопа, и
было получено финансирование из
областного бюджета. Летом прибыли
студенческие бригады,
руководители-ученые двух
университетов, государственного и
педагогического. И началось…
Мишелевские
зрители, особенно ребятишки,
школьники не просто глазеют, но
активно помогают, работая наравне с
иркутскими студентами и получая за
труд "поденно". Детские руки
старательно выковыривают из мягкой
земли твердые кусочки, обчищают их
кисточкой и передают руководителям
"архефакт", кусок каменного
ножа или обломок керамической чаши.
Солнце ли припекает, дождик ли
накрапывает — раскоп выметен и
вычищен, здесь святая святых: ни
бегать, ни толпой стоять нельзя.
Забравшись в
центр обследуемого полигона, я
увидела настоящий
"археологический музей":
тщательно расчищенные остатки
древних жилищ или мастерских,
торчащие, кругами сложенные камни
(очаг), выступы не то стен, не то
сидений.
А какая
тонкая резьба по керамическому
сосуду видна на терракотовом
обломке! Как предполагает доцент
кафедры археологии и этнографии,
кандидат исторических наук
Иркутского госуниверситета
Николай Савельев, этот обломок
относится к периоду раннего
неолита, конец каменного века, 7-5
тысяч лет до новой эры. У меня дух
захватило: получается, что жившие
тогда на берегах Хайты и Белой люди
умели обжигать изделия из местной
глины. Умели делать посуду. У них
была довольно высокая культура,
прикладное искусство. Кто они были?
Предки бурят или тунгусов? Может
быть, тюркские племена,
перекочевавшие позднее на берега
Лены и положившие начало якутскому
народу?
Вряд ли
возможно сейчас получить точный
ответ. Но дальнейшая
"камеральная" обработка
найденных осколков древней
усть-хайтинской культуры даст,
конечно же, богатый материал для
обобщений и выводов (а может быть, и
открытий) занятым здесь ученым,
сотрудникам Иркутского отделения
Сибирского института археологии
(Новосибирск), кандидатам
исторических наук Алексею
Тетенькину и Евгению Инешину,
руководителям бригады
пятикурсников педуниверситета. Как
заметил один из них,
археологический памятник
"Усть-Хайта" уникален тем, что
в отличие от многих других в
Приангарье, здесь идеально
сохранились, не спрессованы, не
перемешаны все культурные слои,
шестнадцать тысячелетий-уровней.
Произошло это благодаря высокому
пойменному расположению, мощным
паводкам, из-за которых на берегу не
велось активного строительства и
земляных работ. Если помечтать,
можно бы музей организовать,
сохранить найденное, оградив
стеной и навесом. Как бы школьникам
было интересно узнать, что посуду
начали делать не сто лет назад на
заводе, а уже делали девять тысяч
лет назад, на каменных примитивных
(на наш взгляд) очагах, но с той же
любовью и точностью художественной
обработки.
Увы, везде
нужны средства и страстно
увлеченные люди. Здесь, по планам
строителей, пройдут подъездные
пути к мосту. "Музей" останется
на фотоснимках и, может быть, на
видеопленках. А как бы хотелось
сберечь следы исчезнувшей
цивилизации, которую, оказывается,
мы топчем, перекапываем, а понять,
расшифровать, прочесть не всегда
можем.