издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вся рабочая рать

Вся
рабочая рать

В октябре российская
система начального
профессионального образования
(всем известного
профтехобразования) отметит юбилей
— ей исполняется 60 лет. Хотя первые
профессиональные учебные
заведения появились намного
раньше, почти три века назад (в
Иркутской губернии навигацкая
школа — в 1745 году), тем не менее в
единую государственную систему,
которая выполняет задачи массовой
подготовки рабочих кадров,
профессиональные училища
объединились уже при советской
власти, в октябре 1940 года. И почти
сразу же перешли с мирного
распорядка работы на военный: в
годы Великой Отечественной система
трудовых резервов (так тогда
именовалось профтехобразование) в
ускоренном порядке готовила
рабочие кадры для оборонных
предприятий, а учебные мастерские
превратились в заводские цеха —
учащиеся работали по 11-14 часов,
помогая вооружать нашу армию.
Но, как это ни парадоксально, из 6
прожитых профтехом десятилетий
самым трудным оказалось последнее:
экономика пришла в упадок,
государственное финансирование
резко сократилось и в некоторых
российских регионах "кузницы
рабочих кадров" почти прекратили
существование.
К чести нашей области, она сумела
сохранить свое профтехобразование
практически полностью, и сегодня
ему есть что предложить юношам и
девушкам, выбирающим профессию. О
проблемах и достижениях 60-летнего
иркутского профтеха рассказывает
первый заместитель начальника
Главного управления образования
области, кандидат технических наук
В.М.ВИЛЬЧИНСКИЙ.

— Минувшее
десятилетие было для нас не только
трудным, но и поучительным, —
говорит Виталий Михайлович. — Мы
научились выживать, полагаясь в
основном на собственные силы, и
даже развиваться. Удалось
сохранить не только
учебно-материальную базу,
инженерно-педагогический состав,
но и контингент учащихся: сегодня в
67 училищах области только на
дневном отделении учится 32 тысячи
человек. Ежегодно из стен училищ
выходит 10-11 тысяч выпускников плюс
около 8 тысяч тех, кто учится на
вечернем отделении или на
коммерческой основе.

— Цифры,
конечно, впечатляют, но вот вопрос —
что ждет юношей и девушек за
порогом училища? Безработица ведь
не ушла в прошлое. А если работы нет,
руки приложить не к чему, то
документ о приобретенной
профессии, какой бы замечательной
она ни была, — утешение слабое.

— Начну с
того, что мы своих питомцев на
произвол судьбы не бросаем, всем
помогаем трудоустроиться. Чаще
всего место подыскиваем уже во
время производственной практики.
Так что те, кто настроен трудиться,
без работы не останутся. Это
во-первых. Во-вторых, ситуация на
рынке труда в последнее время
качественно изменилась — спрос на
рабочие профессии резко вырос,
особенно мы это почувствовали в
последний год. Строителей сегодня
обучаем по заявкам предприятий, и
они полностью поглощаются. Активно
готовим кадры для лесной
промышленности — еще несколько лет
назад они не были нужны. Все больше
требуется водителей, и в
особенности слесарей по ремонту
автомобилей: авторемонтные
мастерские растут как грибы после
дождя. Уж на что непрестижной в
последнее время считалась
профессия станочника, теперь
предприятия все чаще обращаются к
нам именно за токарями и
фрезеровщиками. Сегодня во многих
училищах подростки охотно получают
профессию отделочника — а ведь
спрос на нее совсем было угас.

Конечно, мы
все эти годы на месте не стояли и
учебный процесс перестраивали,
ориентируясь на изменившийся рынок
труда. Одна из главных перемен — мы
отказались от подготовки узких
специалистов. Скажем, раньше
готовили каменщика, он мог только
кладку делать, а сегодняшний
строитель умеет и выкладывать, и со
сваркой работать, и набором других
специальностей владеет.
Швея-мотористка раньше
специализировалась на какой-то
определенной операции: пришивала
рукав, карман и так далее. Сегодня
же готовим портных, а это уже
специалист широкого профиля: и шить
умеет, и кроить, и одежду
моделировать, причем с помощью
компьютера. С таким набором
специальностей нашему выпускнику в
жизнь выходить не страшно — он
непременно найдет себе место под
солнцем. Да и работодателей гораздо
больше интересует
рабочий-универсал, нежели узкий
специалист.

Еще один
важный момент. ПТУ готовили в
основном кадры для производства. А
сегодня бурно растет спрос на
специалистов сферы обслуживания:
все больше требуется парикмахеров,
продавцов, поваров, официантов,
барменов. Эти специальности сейчас
настолько популярны, что
предприниматели приходят к нам на
выпускные экзамены и сразу же берут
на работу понравившихся
выпускников. Поэтому подготовку
профессионалов для
непроизводственной сферы мы
расширяем и учебные программы
обновили: ребята теперь, ко всему
прочему, получают знания по основам
экономики, права, информатики —
компьютерные классы есть во всех,
без исключения, училищах.

Вообще
спектр наших профессий претерпел
большие изменения. Возьмем
сельские училища, им пришлось
особенно трудно. Колхозы-совхозы
акционировались, поля перестали
засевать, кадры им не нужны. А
сельской молодежи податься-то
некуда, в городе за образование
платить надо. Поэтому мы делаем все,
чтобы эти училища сохранить. Если
раньше они готовили только
механизаторов, то сегодня во всех 9
училищах обучаем на поваров,
продавцов, парикмахеров. Появилась
новая профессия — хозяйка усадьбы.
Девушки здесь и бухгалтерские
знания получают, и навыки в
животноводстве, в механизации, и
портняжное дело постигают: во все
сельские училища мы поставили
швейные мастерские.

— А как
вы решаете проблему набора? Не
секрет, что нынешние
старшеклассники, особенно
городские, ориентированы в
основном на высшее образование, ну
в крайнем случае — среднее
профессиональное…

— Проблем с
набором у нас практически нет. Ушли
в прошлое времена, когда училища
зазывали всех подряд, чуть ли не с
улицы. Идут к нам и 9-классники, и
выпускники, в том числе и медалисты.
20 % ежегодного набора составляют
именно выпускники 11 классов. Я вам
больше скажу: конкурс в некоторые
наши училища сравним с вузовским —
3, 4, 5 человек на место.

Речь идет
прежде всего о лицеях — училищах,
где дают повышенный уровень
квалификации. Таких у нас по
области 17. В лицейских группах
ребята учатся 4 года и по окончании
получают диплом о среднем —
подчеркиваю, не начальном, а
среднем — профессиональном
образовании. Дело в том, что
программы лицеев интегрированы с
программами техникумов, и учащийся
за 4 года овладевает не только
рабочей профессией, но и становится
технологом, то есть может работать
бригадиром, организатором. Понятно,
что статус таких училищ,
равноценных техникумам, намного
выше.

Более того,
сегодня профессиональное училище
существенно облегчает путь к
высшему образованию, становится
мостиком к нему. Ряд лицеев имеют
договоры с вузами, и по окончании
учебы самые способные, хорошо себя
зарекомендовавшие лицеисты
зачисляются на 2-3 курс
соответствующего вуза. Вот вам
характерный пример —
профессиональный лицей N 24 города
Братска. Его базовое предприятие —
Братский алюминиевый завод —
заключило договор с Иркутским
техническим университетом,
преподаватели выезжают в Братск и
обучают студентов по очно-заочной
системе. Это училище не
единственное. Саянский лицей N 25
имеет договор с Ангарским
химико-технологическим институтом,
Братский 63-й лицей — с Братским
технологическим университетом,
Иркутский государственный
профессиональный колледж — с
сельхозакадемией.


Получается, подросток, придя к вам
после 9 класса, может выйти из стен
училища уже с вузовским дипломом?

— Да, это так,
но право на высшее образование еще
надо доказать, надо пройти с
хорошими результатами все
ступеньки обучения: сначала как
следует освоить рабочую профессию,
потом, закончив лицей, получить
повышенный уровень квалификации. И
только после этого можно
претендовать на продолжение учебы
в вузе по той же самой профессии.
Представляете, какого уровня
специалиста мы получаем в
результате такой учебной цепочки.
Он знает свое дело досконально,
потому что изучил все с самых азов.

— Ну а
если человек ставит себе задачу
более скромную — просто получить
рабочую профессию, может быть, даже
для себя? Приведу пример:
закончились вступительные
экзамены в вузы и выдержали их
далеко не все, сотни недавних
школьников остались не у дел. Им
нужно как минимум на год найти себе
занятие. Могут они прийти к вам?

— Конечно!
Учебный процесс организован таким
образом, что можно остановиться на
любой из ступенек. Проучился,
допустим, молодой человек год и
дальше по каким-то причинам учиться
не может или не хочет. Все равно и на
этом этапе он получает
специальность и соответствующий
документ. Два года учится — более
высокой квалификацией овладевает и
большим набором специальностей. И
так далее. В любом случае время
потрачено не зря, приобретенные
знания и умения пригодятся в жизни.
Кстати, в августе поток бывших
11-классников всегда возрастает.

Очень много
обращается к нам и людей с высшим
образованием. Имея вузовский
диплом, они не смогли найти работу.
И мы за 3 месяца, за 6, за год даем им
какую-то специальность, с которой
легче будет устроиться.

— Сейчас,
в канун юбилея системы
профтехобразования, каким вы
видите ее будущее? Какие у вас
прогнозы?

— Самые
благоприятные. Говорю так не только
потому, что я патриот нашей системы,
проработал в ней 30 лет. Дело в том,
что по-другому просто быть не может.
Вот мы то и дело говорим о
неизбежном экономическом подъеме,
отмечаем отдельные его проявления.
Но чтобы подъем реально состоялся,
необходимо огромное число хорошо
подготовленных, квалифицированных
рабочих. Поэтому я уверен: в
ближайшие годы потребность в
рабочих кадрах будет нарастать. А
основная система, которая
занимается воспроизводством
рабочей силы, — наша система,
профтехобразования. Мы выполняем,
таким образом, не только социальную
функцию — обучаем детей, но и
важнейшую экономическую.

За
доказательствами и ходить далеко
не надо. Оглянитесь вокруг. Вы
живете в доме, который построили
строители — профессию они получили
в одном из наших училищ. Вы
отправились на работу, сели в
трамвай, троллейбус — транспорт
водят наши питомцы. Пришли в
магазин — продавец — бывший наш
выпускник. Сели в поезд — машинист
локомотива тоже "наш человек".
А кто хлеб печет, одежду шьет, обувь?
Это все питомцы нашей системы. Они
работают и в карьерах
горно-обогатительного комбината в
Железногорске, и в черемховских
шахтах…

А сегодня мы
напрямую участвуем еще в одном
важном процессе: в формировании так
называемого среднего класса —
опоры любого государства. Слой
частных предпринимателей —
владельцев ателье, парикмахерских,
ресторанов, кафе, пекарен,
автомастерских — будет расти с
каждым годом, и это тоже в основе
своей наши выпускники.

Так что, как
видите, экономический подъем
совершенно невозможен без подъема
системы профессионального
образования. Связь тут самая
прямая.


Давайте надеяться, что ваши
прогнозы сбудутся. А
старшеклассники и выпускники,
обдумывающие сегодня житье, ваши
аргументы примут во внимание.
Помогут им в этом, конечно же,
родители. Уж они-то, умудренные
опытом, знают: профессию надо
выбирать, исходя не из сиюминутной
моды, а с расчетом на завтрашний
день. Ошибка порой судьбы стоит.

Спасибо
за беседу!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры