Загадка южнокорейского "Боинга"
Загадка
южнокорейского "Боинга"
Многим памятна трагическая
история с южнокорейским
"Боингом" фирмы "Кориан Эйр
Лайнс", сбитым советским
самолетом-истребителем на Дальнем
Востоке в 1983 году. Но мало кто знает,
что за пять лет до этого другой
южнокорейский "Боинг-707"
совершил вынужденную посадку на
покрытое льдом озеро Корпиярви в
Карелии. Что тогда стало причиной
посадки: навигационная ошибка или
какие-либо секретные замыслы?
"Боинг-707"
южнокорейской авиакомпании
"Кориан Эйр Лайнс" выполнял
обычный рейс из Парижа в Анкоридж.
Его путь пролегал над
Великобританией, далее по
восточному побережью Исландии,
Гренландии и арктического
архипелага Канады.
Из Орли
вылетели 20 апреля 1978 года в 14 часов
40 минут. На борту самолета
находилось 97 пассажиров — граждане
шести государств, из которых 26
женщин и пятеро детей. Экипаж — два
летчика и штурман.
Часов через
семь полета командир спросил
штурмана:
— Что под
нами?
— Гренландия,
— ответил тот. А несколько минут
спустя закричал: — Вижу военный
самолет!
— Какие
опознавательные знаки?
— Красные
звезды.
— Это
"советы"! Мы сбились с курса!
Лайнер уже
давно пересек советскую границу и
находился над побережьем Кольского
полуострова. А именно — над районом
расположения секретнейших баз
атомных подводных лодок нашего
Северного флота.
Истребитель
с красными звездами на фюзеляже
появлялся то с одной стороны борта
"Боинга", то с другой. Спустя
какое-то время слева прозвучал
взрыв. Пассажиров буквально
вытряхнуло из кресел. Самолет стал
резко снижаться. С высоты десяти
тысяч метров он опустился до трех, а
потом и еще ниже.
"Цель
уничтожить!"
Объект на
экранах радара на Кольском
полуострове впервые зафиксировали
в 20 часов 54 минуты. Сначала за ним
просто наблюдали. По этим путям
возвращались обычно боевые машины
после тренировочных полетов. Но
когда объект нарушил границы
воздушного пространства
Советского Союза, была поднята
тревога. Понеслось сообщение:
объект летит с севера на юг со
скоростью 850 километров в час, на
высоте 10 тысяч метров. На перехват с
аэродрома "Африканда" в
Мурманской области на Су-15 вылетел
капитан А. Босов. Он получил приказ
посадить самолет, в противном
случае — сбить.
Его
истребитель вплотную подлетал к
"Боингу", помахал крыльями, что
на международном авиационном языке
значит: следуй за мной. Но вместо
этого нарушитель сделал крутой
поворот в сторону Финляндии, до
границы ему оставалось несколько
минут полета. И тогда Босов с земли
получил команду "Цель
уничтожить!". В 21 час 42 минуты он
выпустил ракету с тепловой
головкой самонаведения.
И в это же
время на экране радара появился
новый объект, он отделился от уже
известного "Боинга". Военные
специалисты были в недоумении. Что
это — сброшенный контейнер или
крылатая ракета? В небо подняли еще
истребитель летчика Сергея
Слободчикова с аэродрома военного
городка Подужемье, что недалеко от
Кеми.
— Цель вижу, —
доложил летчик-перехватчик.
— Уничтожить!
— приказали с командного пункта.
Сергей
Слободчиков выпустил ракету и
пошел на посадку. Когда он
приземлился, цель еще была в
воздухе!
Но это
оказалась не крылатая ракета. У
"Боинга" после первой атаки
капитана Босова отпала часть
левого крыла, которая стремительно
понеслась вниз, по очертаниям
напоминая как раз крылатую ракету.
Именно этот обломок крыла площадью
почти в три метра и зафиксировали
радары, и именно его атаковал
Слободчиков на высоте
приблизительно шесть тысяч метров.
А "Боинг", как мы уже знаем,
резко ушел вниз и пропал с экранов.
Несмотря на
полученные повреждения, он не
рухнул на землю. Еще 40 минут, летал
кругами, вырабатывая запас
керосина и выбирая место для
посадки. И хотя было уже темно,
экипаж "Боинга" сумел
разглядеть удлиненное озеро
Корпиярви. На него он и совершил
посадку, подмяв под себя несколько
молодых сосенок и уткнувшись носом
в небольшое возвышение на льду. Он
так и остался лежать на льду,
накренившись на обрубок левого
крыла, словно огромная раненая
птица.
Переведите:
все арестованы…
А к
"Боингу" уже пробирались
военные. Первым на борт поднялся
прапорщик. Весь запыхавшийся,
раскрасневшийся, шапка сбилась
набекрень. На него с испугом и
ужасом смотрели пассажиры, мужчины
— в легких рубашках, женщины — в
платьях и туфельках. Как они потом
расскажут, прапорщик был таким,
какими показывали советских
военных в западных
пропагандистских фильмах.
— Кто-нибудь
говорит по-русски? — спросил он.
Отозвались
две девушки. Оказывается, они
учились в университете в Москве.
— Тогда
переведите: все арестованы…
Пассажиров и
экипаж на вертолетах эвакуировали,
раненых отвезли в районную
больницу. К сожалению, двое
пассажиров от ракетных осколков
погибли. Кстати, потом
рассказывали, что члены экипажа не
могли несколько минут оторвать
своего командира от штурвала,
столько физических и моральных сил
он потратил на посадку. Советские
специалисты дали действиям этого
пилота самую высокую оценку, и не
только советские. Как потом узнали
военные, летчик южнокорейского
самолета получил и от авиационной
фирмы "Боинг" солидное
вознаграждение за подобную посадку
— это же отличная реклама для
лайнера.
В Доме
офицеров, куда привезли пассажиров
"Боинга", в самом большом зале
спешно переставляли солдатские
кровати. Никаких особых удобств
гостям предложить не могли. (По
ближайшим окрестностям пришлось
искать даже туалетную бумагу — в то
время большой дефицит)… Первый
день пассажиры пребывали в эйфории,
они понимали, что просто чудом
остались живы. Были очень
возбуждены, общительны и на
радостях выпили все спиртное, что
успели захватить с собой.
"Советы
сбили гражданский самолет!"
Следователя
КГБ Валерия Десяткова разбудил
ночной телефонный звонок. Дежурный
по управлению сообщил, что где-то в
Кеми приземлился корейский
самолет.
— Ты
соображаешь, где Корея, а где
Карелия? — спросонья возразил
следователь.
Но слова
дежурного подтвердились. Десяткова
включили в следственную бригаду, и
уже несколько часов спустя он летел
на вертолете на место происшествия.
— И каково
было ваше первое впечатление? —
спрашиваю теперь, в наши дни,
Валерия Михайловича.
— Это было
нечто нереальное. Глухая
карельская тайга, небольшое озеро
еще во льду и огромный лайнер на
нем. С вертолета я и сделал снимок.
Пассажиров уже вывезли. Поднялись
на борт. На левой стороне самолета я
насчитал не менее ста пробоин. Над
каждым сиденьем висели кислородные
маски. Весь салон залит кровью. Но
не от ран. А от перепада давления.
Когда самолет стал резко снижаться,
у пассажиров пошла кровь носом, из
ушей.
— Самолет
охраняли?
— Да, военные.
Стоял часовой.
— Говорят,
там были невиданные по тем временам
напитки, сувениры?
— Когда я
впервые поднялся в самолет, и
сувенирный киоск был на месте, и
бар, и в карманах сидений остались
початые бутылки с разными
экзотическими напитками. Буквально
через день я снова побывал на борту
"Боинга". Пусто. Даже никакого
намека на сувениры или напитки.
Правда, где-то в салоне лежала
разбитая стеклянная посуда явно
отечественного производства. Как,
наверное, доказательство того, что
все при посадке побилось и
испортилось.
Во второй
половине дня 21 апреля на место
происшествия прилетела солидная
бригада из Москвы. Такого
количества генералов и высших
офицеров ВВС, ПВО, КГБ, маленький
карельский городок не видывал
никогда. Уже было известно, как
прокомментировали событие
западные средства массовой
информации: "Советские военные
сбили гражданский самолет!".
Стали разбираться, кто дал команду
на уничтожение, и выяснили, что
записи переговоров с магнитофонной
ленты стерты. Никто ничего
конкретного сказать не мог.
"Стрелочников" не очень-то
искали: все-таки почти всех
пассажиров удалось спасти.
Кто-то из
московских гостей предложил версию
вынужденной посадки: мол, в
"Боинг" попала молния. Но от
нее отказались. А как же тогда
объяснить оторванное крыло,
продырявленный бок и к тому же
двоих погибших?
— Я
допрашивал штурмана экипажа, —
продолжает Валерий Десятков. — Он
мне рассказал о неполадках с
гироскопическим полукомпасом,
из-за которого все и произошло.
Штурман
"Боинга" Ли Кын Ши к тому же
вовремя не подключил его как было
положено, к автопилоту. Еще в
аэропорту Орли ему сообщили, что
полукомпас барахлит. Поэтому, когда
обнаружил странное увеличение
курсового угла, Ли вручную уменьшил
градус полукомпаса. А автопилот
запрограммированно восстановил
показатели.
— У меня не
было оснований не доверять
штурману, — продолжал Десятков. —
Никаких секретных причин
разведывательного характера не
было выявлено. Я и сегодня и тогда
был уверен, что южнокорейский
"Боинг-707" — обычный
гражданский самолет.
— А вдруг
кто-то из пассажиров специально
подстроил подобную ситуацию?
— Мы
проверяли разные версии, в том
числе и такую. Я допрашивал
старшего стюарда, отвечавшего в
экипаже за безопасность. Он сказал,
что каждого человека перед
посадкой досматривали очень
внимательно. Никаких приборов,
лишних предметов не обнаружили.
Обычные пассажиры.
… Последние,
кстати, из Карелии на вертолетах
были вывезены в Мурманск, куда за
ними прислали два самолета.
Участники тех событий до сих пор
вспоминают, как забавно выглядели
корейцы и японцы в новеньких
солдатских тулупах, выданных
каждому по такому случаю.
Светлана
ЦЫГАНКОВА,
соб. корр. "Труда".
Петрозаводск.