издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Дороги дорогими не бывают"

Cтанислав
ПЕТРУХИН, директор по
строительству и эксплуатации
автомобильных дорог Иркутской
области:

"Дороги
дорогими не бывают"

О Петрухине сегодня говорят,
как об одном из самых грамотных
специалистов дорожной отрасли. Ему
53, родом из Тулуна. Закончил
Иркутский политехнический по
специальности "Автомобильные
дороги". После службы в армии
пришел в ДСУ-5, реконструировал
дорогу Иркутск — Качуг. Затем десять
лет отработал в городском
"Дорремстройтресте" — прошел
путь от начальника отдела до
управляющего. В конце 86-го
возвратился в систему
Иркутскавтодора на должность зам.
начальника вначале по материально —
техническому обеспечению, а затем и
строительству. После реорганизации
Облдоруправления назначен замом
генерального директора дорожной
службы по производству. С февраля
возглавляет дирекцию по
строительству и эксплуатации
автомобильных дорог Иркутской
области.


Станислав Михайлович, в чем вы
видите резон от разделения когда-то
единой дорожной службы?

— Как вам
известно, в феврале постановлением
губернатора дорожная отрасль
разделенана на две структуры:
дирекцию по строительству и
эксплуатации дорог и генерального
подрядчика по их ремонту и
содержанию. И это вполне в духе
времени. Не должна одна структура
заниматься работами, связанными с
заказами, и их исполнением.
Дирекция занялась делами,
свойственными заказчику: проектно —
сметной документацией, проведением
тендерных торгов, качеством
строительных работ, приемкой
объектов в эксплуатацию и др.
Дорожная служба со своими
филиалами отвечает за содержание
магистралей и состояние
безопасности на них.

Смысл
разделения продиктован и
необходимостью улучшения
деятельности дорожно-строительных
организаций (ГУДЭПов), которые в 98-м
были переведены на самостоятельный
баланс и оказались в плачевном
состоянии — ни зарплаты, ни налогов.
Для их оздоровления необходимо
было сосредоточить финансовые
потоки в одном органе, который бы
занимался ремонтом и содержанием
дорог, что и было сделано.

Думаю, что
реорганизация приведет, во- первых,
к улучшению оперативным
руководством ГУДЭПами; во- вторых,
улучшится их материально-
техническое и финансовое
обеспечение.

— А что
удалось сделать непосредственно
дирекции за прошедшие пять месяцев?

— Мы приняли
на себя все вопросы, связанные с
комплектованием и утверждением
программы строительства и
реконструкции автодорог на 2000 год.
Эта программа вылилась в сумму 230
млн. руб. В ней практически осталось
14 первостепенной важности
объектов, на которых сегодня
сосредоточены наши и усилия
подрядчиков.

— И как
же идет выполнение этой программы?

— Сегодня на
наших объектах заняты в основном
четыре крупных подрядчика:
"Агродорспецстрой",
"Ленабамстрой",
"Мостострой-9",
"Иркутскмостострой". Они
выполняют работы по тематике как
федерального, так и
территориального дорожного фондов.
Росдорагентством у нас
финансируются четыре объекта. На
реконструкции дороги Братск — Падун
при плане 80, за полгода освоено 31
млн.руб. Магистраль Усть- Кут —
Звездный ведет "Ленабамстрой".
Из плановых 20, там пока освоено
около 4 млн. руб.

Участок (163-178
км) дороги Залари — Жигалово строит
"Агродорспецстрой". Нынче
запланирован его ввод, но у нас есть
большие опасения, что фирма с этой
задачей не справится. У нее из
плановых 47, за полгода выполнение
составило 4 млн. руб. Объект сам по
себе очень тяжелый, с большими
объемами земляных работ,
искусственных сооружений. У этого
же подрядчика не менее сложный и
другой объект — Жигалово —
Магистральный. Это трасса на
Ковыктинское газоконденсатное
месторождение с линзами вечной
мерзлоты, мостом в семь пролетов
через р. Тутура, заболоченностью и
т.д.

Есть в
деятельности этой фирмы и светлые
пятна. Нынче мы ожидаем от нее ввода
очередных 8 км на реконструируемой
трассе Баяндай — Еланцы и столько же
на пусковом комплексе Таксимо —
Бодайбо.

В последнем
году уходящего столетия будут
введены в строй оставшиеся (6,9 км)
подъезда к деревне Пихтинск
Заларинского района, а также мосты
через р. Голоустная (97 п.м.), Икей (96
п.м.) на дороге Тулун — Аршан, и р.
Хайта (53,7 п. м.) в Усольском районе.
Это новостройки "Мостостроя-9",
у которого, кстати, немало и
задельных объектов. Это и мостовой
переход через р.Мука в
Нижнеилимском районе(его ввод
планируется в 2001 году), и мост через
р. Тира на дороге к Ярахтинскому
газоконденсатному месторождению, и
путепровод на 571 километре
железнодорожной магистрали Тайшет
— Лена.

— А чем
вы можете объяснить столь резкий
(даже в сравнении с прошлым годом)
спад строительства?

— Нынче
планируем реконструировать и
ввести в эксплуатацию 30 км дорог и
400 погонных метров мостов. Должен
сказать, что на 2000 год мы вышли
практически без задела. То есть, для
конструкции дорожной одежды загодя
не было подготовлено ни
искусственных сооружений, ни
земполотна. Все подобрали во
избежание незавершенного
строительства. Поэтому на нынешний
год утверждена та программа,
которую должны выполнить, то есть 230
млн.руб. Да, это немного, если
учесть, что реконструкция 1 км
дороги обходится в 3-5 млн., а
строительство новой — до 8 млн.руб.,
зато подрядчики финансируются
своевременно и "живыми"
деньгами, что дает им возможность
своевременно приобрести
материально- технические ресурсы,
комплектующие и т.д.

Нынешний год
является как бы переходным с точки
зрения совершенствования
структуры управления дорожным
хозяйством области. Он даст
возможность оценить результаты в
2001 году, когда сделаем определенный
задел и будем отчитываться за ввод.


Приближается Байкальский
экономический форум, какова
готовность главной нашей
магистрали по обслуживанию гостей —
дороги на Листвянку?

— Трассой
Иркутск — Листвянка мы занимаемся
уже третий год. Так как больших
вложений в реконструкцию этой
дороги не последовало, было принято
решение улучшить ее
технико-экономические показатели
путем ремиксирования.
"Ремиксер" — это современный
дорожный комбайн германской фирмы
"Виртген", который разогревает
и фрезерует асфальтовое покрытие,
добавляет свежую смесь и
выглаживает поверхность. Этот
комплекс способен за сезон
восстановить до 70 км дорог. Кроме
того, на трассе обновлена
горизонтальная разметка, что
позволяет рассредоточить потоки
транспорта в зависимости от
напряжения. Ближе к городу сделано
трехполосное движение, есть
участки даже с четырехполосным
направлением.

Беспокоит
участок, примыкающий к Байкалу. Это
связано с разрушениями подпорной
стенки, которая оберегает дорогу и
сам поселок. Чтобы обезопасить
проезжую часть, пришлось нынче
разобрать 60- метровый "кусок"
поврежденной стенки. К началу
форума работы по ее восстановлению
будут закончены, а вся трасса будет
отреставрирована.


Станислав Михайлович, с приходом
лета в редакции газет учащаются
жалобы на заброшенность дорог,
ведущих к садоводческим
товариществам…

— Под
Иркутском три направления, ведущих
к садоводствам, — Байкальский
тракт, Ново- Грудинино и дорога на
Пивовариху и Плишкино. Хотелось бы
их быстрее одеть в
асфальтобетонное покрытие, но из-за
нехватки финансирования мы до
конца эту программу пока решить не
можем. Хотя кое-что предпринимаем.
Так, по дороге на Грудинино
намечаем нынче провести
поверхностную обработку, и, таким
образом, усилить дорожную одежду. И
это пока все.

Надо сказать,
что подъезды к садоводствам
рождаются, как грибы. Мы сейчас
внимательно рассматриваем все
письма садоводов, согласуем и
утвердим программу, и с 2001 года
начнем выполнять эту работу.


Госдумой принята вторая часть
налогового кодекса, который вдвое
(с 2,5% до 1%) снижает налог на
пользователей дорог. В связи с этим,
как просматривается программа 2001
года?

— Думаю, пока
рано говорить об окончательном
решении по этому налогу. Есть
информация, что два процента на
территориях субъектов Федерации
все же останутся. Думаю,
благоразумие у наших ветвей власти
возобладает. В противном случае
программа на 2001 год (кстати, мы ее
сейчас основательно прорабатываем)
будет уменьшена, что повлечет
негативные последствия в обществе,
так как в стране идет
переориентация транспортных услуг
в пользу автомобильных как более
экономичных.

Да, не дешево
обходятся наши колометры. Однако
замечу, дороги никогда дорогими не
бывают. Дорогие не дороги, а
бездорожье. Вдумайтесь только: один
рубль, вложенный в строительство,
ремонт и содержание дороги, дает ее
пользователю троекратную чистую
прибыль. При средних скоростях
движения по нашим дорогам 30 км/час
стоимость перевозок увеличивается
на 20-30%, по сравнению с магистралями,
где достигает 70-80 км/час), а
стоимость эксплуатации автомобиля
— в два-три раза. Бизнес около дороги
прокручивается во много раз
быстрее. Так что без дорог нам ни
область, ни Россию не поднять.

Беседу
вел Александр АНТОНЕНКО.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры