Уголки срочной помощи
Уголки
срочной помощи
Людмила
БРЫЗГАЛОВА, председатель
общественной комиссии по
социальной защите ветеранов
областного совета ветеранов войны
и труда, член президиума
Такие
комиссии, как наша, созданы в
советах ветеранов всех уровней. И,
как показывает практика, они самые
востребованные у тех, кто
обращается за помощью. Реформы,
проводимые государством, рыночная
экономика привели к тому, что
огромное количество пожилых людей
вынуждено вести повседневную
борьбу за выживание. Только в нашей
области 85 тысяч ветеранов получают
пенсии ниже прожиточного минимума.
А он, как вы знаете, постановлением
губернатора области утвержден в
сумме 878 рублей для всех и 613 рублей
для пенсионеров.
А цены растут
и растут, обгоняя все индексации,
доплаты, надбавки, которыми
"одарило" ветеранов в
последние годы правительство. Вот и
в 1999 году пенсии в среднем
увеличились на 20 процентов, а цены
на продовольственные товары — на 87,6
процента, на непродовольственные —
на 71,5.
Более 1500
ветеранов-инвалидов в области
остро нуждаются в социальной
помощи на дому, более 15 тысячам
необходима помощь в получении
талонов на бесплатное горячее
питание и более 500 человек стоят в
очереди на поселение в
дома-интернаты. Их потребности не
могут быть удовлетворены из-за
недостатка финансирования тех
социальных служб, которые призваны
быть их попечителями.
И совершенно
естественно, что все эти беды, боль
стариков ложатся на плечи советов
ветеранов всех уровней. И в первую
очередь — на комиссии по социальной
защите, у которых нет ни финансов,
ни социальной структуры, ни даже
четко прописанных в законах прав.
Но есть главное — сострадание,
чувство гражданской
ответственности за ближнего.
Если взять
прошлый год, то в основу плана
работы нашей комиссии легла
областная программа "Старшее
поколение", составленная в связи
с проведением Международного года
пожилого человека. Эта программа
позволила в концентрированном виде
представить, если так можно
сказать, идеологическую основу
всей нашей работы, направленной на
обеспечение социальных гарантий и
конституционной защищенности
старшего поколения. А это в первую
очередь выполнение Закона "О
ветеранах" и законов о
пенсионном обеспечении.
Закон "О
ветеранах", к сожалению,
финансируется не в полном объеме.
Кроме того, не в полном объеме и
неравномерно по нашим городам и
районам предоставляются и
предусмотренные в нем льготы для
пожилых людей. Чтобы иметь четкую
картину состояния дел в области по
этой проблеме, были проведены
рейды, анкетирование,
перерегистрация разных категорий
ветеранов с уточнением их нужд,
необходимой конкретной помощи в
лечении, ремонте квартир,
обеспечении топливом, устройстве в
дома-интернаты и т.д. Кроме того,
была обобщена информация по этим
вопросам, полученная из 18 районов
по нашим письмам-запросам. Очень
интересный и важный материал дали
пленумы ветеранских организаций в
ряде районов и городов.
Серьезно к
рассмотрению этой проблемы
отнеслись в Шелехове. Несмотря на
то, что из областного бюджета в
прошлом году закон был
профинансирован только на 51,3
процента, за счет привлечения
средств городского бюджета
выполнение его составило 115
процентов. Отсюда и настоящая
забота о старшем поколении, его
здоровье, улучшении жилищных
условий, организации
соцобслуживания на дому.
Опыт
оказания адресной помощи в
Иркутском районе обобщен нашей
комиссией и разослан в сельские
советы ветеранов.
Итоговые
материалы всех этих мероприятий
были рассмотрены на президиуме
областного совета ветеранов,
оговорены во время встречи с
губернатором области.
Каков итог
всей этой работы? В целом за счет
увеличения финансирования
улучшилось лекарственное
обеспечение ветеранов. Во многих
районах стали предоставляться
льготы по оплате жилья, газа,
абонементной платы за телефон. Но
главное, на мой взгляд, в том, что
советы ветеранов на местах стали
более целенаправленно и
систематически отслеживать
выполнение Закона "О
ветеранах".
Эта работа
впрямую стыкуется с другим блоком
проблем — пенсионным обеспечением.
Оно у нас в стране далеко от
совершенства. Казалось бы, это
компетенция федеральных органов.
Но наше дело — контролировать их
работу на местах, особенно в
вопросах правильного исполнения
механизма исчисления пенсий с
применением индивидуального
коэффициента. Это очень важно на
сегодняшний день. Как показали
недавние парламентские слушания, в
которых мне довелось принять
участие, в трактовке и исполнении
Закона РФ N 113 1997 г. правительство
допускало серьезные нарушения, в
результате чего пенсионеры в
течение двух последних лет
недополучали ежемесячно то, что им
положено.
Наша
комиссия большое внимание уделяет
обобщению опыта работы по
изысканию новых форм адресной
помощи. И, конечно, мы рады за те
советы ветеранов и коллективы, где
руководители предприятий находят
возможность не только организовать
подарки и чаепития к юбилеям, но и
производить выплату
дополнительных пенсий,
поддерживать ветеранов
продовольственными наборами. Это
руководители управления ВСЖД, АО
"Кедр", Иркутского
мясокомбината, Иркутского
масложиркомбината, Иркутского
хлебокомбината, авиационного
завода.
Интересные
формы работы сложились в Кировском,
Свердловском, Ленинском районах
Иркутска, в Нижнеудинске, Тайшете,
Саянске, Шелехове, в ряде районов по
продаже сельхозпродуктов по
сниженным ценам, заготовке кормов и
картофеля, оказанию помощи в
ремонте квартир, созданию уголков
срочной помощи.
В течение
ряда лет наша комиссия ведет
углубленное изучение дел в
домах-интернатах, в которых
проживает более 2,5 тысячи человек, и
центрах социального и бытового
обслуживания на дому. Начали мы с
Марковского дома-интерната. Вопрос
о нем был рассмотрен на президиуме
областного совета. Была
подготовлена и представлена в
областную администрацию
информация о неудовлетворительном
финансировании Марковского и
Братского домов-интернатов, о
сложностях с обеспечением
лекарствами, с приобретением
мягкого инвентаря, с проведением
ремонта. Этот вопрос совместно с
областным управлением соцзащиты
был рассмотрен у вице-губернатора.
Более двух лет мы держали его под
контролем вместе с советами
ветеранов Иркутского района и г.
Братска. И вот на заседании
выездной комиссии в Марковском
доме-интернате нам было приятно
отметить, что улучшилось не только
его финансирование, но и условия
проживания его подопечных. Кроме
того, организовано автобусное
движение от дома-интерната до
центра города, выписана газета
"Ветеран", а главное — решен
вопрос с поэтапным выделением
средств на ремонт помещения.
Улучшилось
положение дел и в Ново-Ленинском
доме-интернате. В этом году часть
ветеранов была направлена на
обследование в диагностический
центр, на лечение в госпиталь
ветеранов.
Анализ
работы социальных служб по
организации обслуживания на дому
выявил ряд узких мест в этой сфере.
Главное — из-за недостаточного
финансирования идет сокращение и
так-то небольшого количества
центров обслуживания (в 1999 году — на
четыре единицы), закрываются
специализированные медицинские
отделения, из-за низкой зарплаты
уходят специалисты. Стало ясно, что
нужно вмешательство советов
ветеранов.
Наши
предложения по улучшению
социального обслуживания,
совершенствованию его структуры и
финансированию по решению
президиума областного совета были
доведены до сведения губернатора
области Б.А. Говорина в письме.
Проект постановления по этому
вопросу сейчас находится у него на
рассмотрении.
Вся работа
нашей общественной комиссии
проводится при непосредственном
участии и помощи городских и
районных и первичных организаций
ветеранов, так как из-за
ограниченности в командировочных
средствах мы не всегда можем
выехать в глубинку. Они наша
главная опора, источник информации
и рычаги реализации на местах тех
решений, которые принимает
президиум областного совета
ветеранов. Мы благодарны им за
поддержку наших начинаний. В этой
совместной работе — надежда на
помощь тем, кто в ней больше всего
нуждается.