Система Вишнякова
Система
Вишнякова
В конце
прошлой неделе в Иркутске прошло
мероприятие, далеко выходящее за
рамки обычной провинциальной
околополитической тусовки. В
БайкалБизнесЦентре состоялся
"круглый стол" "Проблемы
совершенствования избирательного
законодательства и избирательной
системы Российской Федерации",
организованный Центральной
избирательной комиссией при
участии Международного фонда
избирательных систем (МФИС) и
Иркутской областной избирательной
комиссии. То, что семинар прошел
именно в Иркутске, свидетельствует
о том, что наша комиссия у ЦИКа на
хорошем счету (некоторые даже
поговаривают, что Москва уже
присмотрела Виктора Игнатенко как
одного из возможных кандидатов в
члены ЦИК). Иркутянам было что
показать: семинар был организован
безупречно. Все — от методической
литературы в фойе до семги в буфете
— было исключительно высокого
качества. Особое значение
избиркомовскому семинару придало
появление главы ЦИК Александра
Вешнякова, который не только двинул
часовую концептуальную речь по
вопросам избирательного права, но и
снизошел для общения с местной
прессой.
То, как
проходят выборы в России, является
важным критерием для стран Запада,
которые пребывают в наивной
уверенности, что честные выборы —
гарантия от тоталитаризма. То, что
российской избирательной системе
Запад придает первостепенное
значение, подтверждает, что тот же
МФИС, хоть и не является
государственным, тем не менее
пользуется финансовой поддержкой
Агентства международного развития
США, которое, в свою очередь, тесно
связано с АНБ — Агентством
национальной безопасности.
Механизм прост: прагматичным
американцам проще вкладывать
деньги в формирование в России
демократического общества, не
представляющего опасности для
окружающих, чем тратиться на ракеты
и стратегические бомбардировщики.
Вот и приходится разным
"специальным" ведомствам
приводить нашу избирательную
систему в соответствие с
общемировой.
Эксперты
Международного фонда
избирательных систем, которые
наблюдают за российскими выборами
уже десять лет, пришли к выводу, что
избирательное законодательство в
России, безусловно, изменилось к
лучшему. Международная
общественность убедилась, что нам
можно доверять, и в этом году МФИС
сворачивает деятельность своего
представительства в Москве.
"Выборы в России проходят
достаточно организованно, хотя в
некоторых регионах встречаются и
проблемы. Тем не менее это весьма
незначительные нарушения. Такие
вещи часто происходят и в странах с
развитой демократической
традицией, и в США, и в моей родной
Канаде", — заявил Кристиан Надо,
руководитель представительства
МФИС в Москве. С ним согласился и
другой эксперт МФИС, Пол
ДеГригорио: "За те годы, которые я
наблюдаю за избирательным
законодательством в России, налицо
огромный прогресс в обеспечении
законности избирательного
процесса. С каждыми выборами мы
отмечаем все меньше и меньше
недостатков, а избиратели все более
и более подготовлены к участию в
избирательном процессе".
Тем не менее
последние выборы в федеральные
органы власти показали, что в
действующем ныне законе масса
лазеек и дыр, которые вовсю
используют не очень добросовестные
кандидаты и их ушлые
политтехнологи. Эксперты
Международного фонда
избирательных систем в качестве
прощального подарка для России
приготовили 200- страничный доклад, в
котором тщательно анализируются
федеральные законы, регулирующие
избирательный процесс, работа
органов, ответственных за
проведение выборов, и все этапы
проведения избирательной кампании
на федеральных выборах-2000. Эксперты
считают существующее российское
избирательное законодательство
слишком сложным, перегруженным
незначительными деталями и
разъяснениями. Зато вопросы
участия в избирательном процессе
средств массовой информации и
ведения кандидатами политической
рекламы российским законодателем
отработаны слабо. Просто
безобразно налажен учет
избирателей — по словам Кристиана
Надо, его изумлению не было предела,
когда он понял, что сегодня никто
точно не может сказать, сколько
избирателей на самом деле
проживает в России. Международные
эксперты подготовили краткие
рекомендации, исполнение которых
поможет ликвидировать недоработки,
существующие в законодательстве.
Из общего
контекста выступления Вешнякова и
последующей пресс-конференции
стало ясно, что рекомендации
приняты к сведению и в недрах
Центризбиркома зреет реформа
избирательного законодательства.
Пилотным проектом этой реформы
должен стать закон о выборах в
палату представителей союзного
государства Россия — Белоруссия.
Согласно этому проекту, России
предстоит избрать по мажоритарным
округам 75 депутатов. Округа будут
определены, исходя из численности
избирателей в 1,5 млн. человек на
округ. В отношении Иркутской
области будет действовать принцип
"один субъект — один округ".
В новом
законе кардинально изменятся
принципы формирования избиркомов.
По мнению Вешнякова, нижестоящие
избирательные комиссии должны
формироваться вышестоящими и,
таким образом, полностью не
зависеть от исполнительной власти.
Возможно, кардинально изменится и
процедура сбора подписей в
поддержку кандидата. Поскольку
сейчас количество
фальсифицированных подписей
превышает всякие разумные пределы,
то, возможно, согласно новому
закону подписи станут собирать в
специально отведенном месте —
например, в клубе или Доме культуры.
Таким образом, граждане сначала
должны будут совершить поступок —
прийти с паспортом в руках на пункт
сбора подписей и сознательно
поставить подпись за милого их
сердцу политика. Вешняков полагает,
что это резко снизит количество
фальшивых автографов. Конечно,
количество подписей, необходимых
для регистрации, при этом будет
уменьшено в разы.
Другая
возможная новация — изменение
процедуры подсчета голосов. На
Вешнякова большое впечатление
произвела "английская
система" — когда опечатанные
ящики с бюллетенями из
избирательных участков поступают в
специально арендованный зал
(например, в спортивный комплекс
или дискотеку). Там окружная
комиссия в присутствии
наблюдателей и журналистов СМИ
приступает к подсчету голосов. По
мнению Вешнякова, такая система
повышает степень открытости
выборов и лишает злоумышленников
возможности подтасовывать итоги
голосования. Конечно, такой способ
подсчета голосов требует развитой
инфраструктуры, но в некоторых
районах она вполне может прижиться.
"Почему бы иркутянам не
опробовать эту систему, например,
на выборах мэра?" — сказал
Вешняков, но вопрос этот прозвучал
скорее как риторический.
Говоря об
итогах выборов в Иркутске, Вешняков
был скуп на оценки, сославшись на
слабую информированность. Уезжал
глава ЦИК уже гораздо более
информированным — группа депутатов
Законодательного собрания второго
созыва, которые, по их мнению,
столкнулись с нарушениями
избирательного законодательства,
вручила ему петицию
соответствующего содержания.
Вопрос пока не решен, но вполне
возможно, что в сентябре
представитель ЦИК будет наблюдать
за довыборами в Законодательное
собрание. Самое же пристальное
внимание ЦИК уделит выборам
губернатора. Как заявил Вешняков,
он намерен курировать все выборы
глав субъектов Федерации лично, от
начала и до конца.
Дмитрий
ЛЮСТРИЦКИЙ, "Восточно-сибирская
правда".