издательская группа
Восточно-Сибирская правда

О шаманах, любви и злом роке

О
шаманах, любви и злом роке

Светлана ЖАРТУН,
"Восточно-Сибирская правда"

"По шаманским легендам,
Муу-Шубун — красивая девушка. Она
охотится за юношами, обольщает их и
убивает. Муу-Шубун мстит людям за
свою несостоявшуюся женскую
судьбу, за то, что ей не удалось
узнать любовь и подарить жизнь
детям. Она выделяется среди духов
своей красотой, силой, особой
загадочной мрачностью. Муу-Шубун —
воплощение злого рока, его
губительной силы".

В этой
краткой аннотации к балету
"Легенда о птице Муу-Шубун"
Бурятского академического театра
оперы и балета заложены вековые
предания народов, живших когда-то
на берегах Байкала. Они
передавались из поколения в
поколение, дошли и до иркутского
драматурга Нелли Матхановой,
которая на их основе написала
пьесу. Спектакль "Шаманские
сновидения" был поставлен в
Улан-Удэнском русском
драматическом театре, а "Легенда
о птице…", взмахнув крыльями,
устремилась к балетной пластике.

Балет этот
оказался непростым, сотканным из
жестов и танцев, ритуальных
движений шаманского камлания
(службы). Балетмейстер-постановщик
заслуженный деятель искусств,
лауреат Государственной премии
Республики Тыва Вячеслав Донгак
точно передал в нем атмосферу
действия, сопутствующего
"исследованию шаманом тайных
путей, соединяющих природу и
человека". Забытое было
восстановлено, обрело форму
художественного произведения.

Нелли
Матхановой удалось сделать своим
единомышленником и калмыцкого
композитора Аркадия Манджеева,
который, взяв за основу тувинские
народные мелодии, написал к балету
музыку, полную страсти,
завораживающих ритмов, контрастных
тем и одновременно наполненную
лирической прозрачностью,
томлением духа.

Художник-постановщик
заслуженный художник Республики
Тыва Валерий Шульга продолжил
музыкальную тему, оформив
спектакль простыми знаковыми
полотнами, напоминающими распятые
шкуры животных, основу барабанов,
зимнюю одежду народов Сибири. Время
от времени в стремительное
действие балета вторгается
"смерч" (закрученные
винтообразно ленты), который
приносит и уносит темные силы,
превращает нежную девушку Сарану в
птицу-оборотня Муу-Шубун.

Бурятских,
калмыцких, тывинских деятелей
искусств объединило вместе не
только стремление восстановить в
памяти пути познания жизни своими
народами, но и возможность
продолжить их лучшие традиции в
поколениях. Гонимая, забытая
религия шаманизма, освобожденная
от анафемы, возвращается, в первую
очередь, культурным наследием —
таинственным, полным глубокого
смысла процессом познания
человеком самого себя.

Спектакль
"Легенда о птице Муу-Шубун" мог
бы не состояться, если бы его
драматургия не вызвала подлинного
интереса балетной труппы и ее примы
— народной артистки России,
лауреата Государственной премии
Бурятии Екатерины Самбуевой. Она
стала репетитором балета и
исполнительницей партии Сараны и
Муу-Шубун. Любовь и ненависть,
отчаяние и подлинное величие —
составные ее героинь, в одной из
которых воплотилась подлинная
женственность, в другой — злые
страсти.

В условном
искусстве балета его исполнители:
Шаман — заслуженный артист Бурятии
Зоригто Хусаев, юноша Галсан — Олег
Монтоев, впрочем, как все артисты,
были выразительны и безусловно
подлинны в правде чувств, которые
проживали их герои на сцене.
Казалось, духи предков помогали
исполнителям находить пластику,
наиболее ярко и точно выражающую
сверхъестественные силы природы,
разбуженные проклятием Шамана.

Балет сам по
себе стал ярким, эмоциональным
зрелищем, но он вскрыл и глубинные
пласты взаимоотношения природы и
человека. Заставил древнюю легенду
прочесть как народную мудрость,
рассказывающую об истине в строгой
последовательности ее причины и
следствий. Зло всегда рядом с
Добром, и стоит только забыть о
Добре, Зло становится всесильным.

Как просто и
красиво рассказал зрителям балет о
непреложных законах духовного
развития человека и тех тонких
материях, которые, если их нарушить,
могут сделать его зависимым от Духа
природы. Эта непростая связь сил
земных и сверхъестественных
сделала спектакль о птице Муу-Шубун
не просто этнографическим,
основанным на ритмах бубнов и
шаманском колдовстве, — он затронул
глубинную связь человека с
природой, напомнил ему о том, что
мысль материальна. Такой подход к
проблеме помог балету стать
интересным для зрителей любой
национальности. Наверное, поэтому
вице-президент американского
благотворительного фонда
"Эрроу" Лидия Склаччини
пригласила его на гастроли в
Чикаго. Поездка состоится в октябре
этого года. А пока иркутяне смотрят
премьеру, восторженно аплодируя
мастерству его артистов и автору —
Нелли Матхановой.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры