Студент, что в имени твоем?
Студент,
что в имени твоем?
Иркутский
государственный университет
сумел сохранить государственный
набор
Закончились выпускные
экзамены в школах Иркутской
области. Мальчики в мужских
костюмах и девочки в бальных
платьях получили в торжественной
обстановке документ, который в
былые времена назывался скромно —
"аттестатом зрелости". Куда
теперь с ним, этим аттестатом?
Кто-то сразу начнет трудовую жизнь.
Другие, у кого есть возможность и
желание, будут учиться дальше.
Опрос, проведенный "Восточкой"
среди выпускников иркутских школ,
показал, что одним из самых
привлекательных вузов для
большинства из них является
Иркутский государственный
университет.
О том, что
представляет сегодня ИГУ, какие
перспективы у студентов бывших,
настоящих и будущих, рассказал
специальному корреспонденту
"ВСП" Владимиру Кинщаку ректор
университета доктор химических
наук, профессор Александр Смирнов.
— Работает
приемная комиссия. Вчерашние
школьники готовятся сдавать
вступительные экзамены, — начал
разговор ректор. — Думаю, что на
этом фоне следует сказать о нашей
важной победе. Иркутскому
университету удалось сохранить
количество государственных мест в
плане приема на 2000 год.
Министерство пыталось их
сократить. И это было сделано во
многих вузах.
— Для
меня это не слишком понятно,
Александр Ильич. Казалось бы, что
правительство должно быть
заинтересовано в развитии
университетского образования.
— В
Министерстве вывели среднее число
студентов. Получилось, что эта
величина уменьшается в связи с
демографическим спадом в России. На
этом основании и было решено
сократить план приема в
государственные вузы. Иркутский
университет смог отстоять такой же
план приема, как и в прошлом году.
— Хочу
отметить и то, — продолжил
Александр Ильич, — что в прошедшем
учебном году у нас увеличилось
число студентов в целом. Причин я
вижу две. С одной стороны, ребята
стали серьезнее относиться к учебе.
Естественно, уменьшился отсев. С
другой, увеличилось число
студентов, которые учатся с полным
возмещением затрат на обучение.
Утверждение, что юноши и девушки
стали лучше учиться, подтверждают
результаты последнего выпуска.
Итоги ГАКА пока официально не
объявлены, но я могу сказать, что
дипломов "с отличием" в 2000 году
на 48 больше, чем в 1999.
— Кто
ваши краснодипломники — студенты,
которые учатся за государственный
счет, или те, которые платят за
обучение? Кого больше?
— И те, и
другие. Единственный критерий, по
которому в университете оценивают
и отличают студентов — их знания.
Ведь все наши выпускники получают
совершенно одинаковые дипломы и, я
надеюсь, носят их с гордостью.
— Я считаю,
что платное образование имеет
право на существование, но
требования к нему должны быть
такими же, как к государственному, —
подчеркнул профессор.
—
Скажите, а те деньги, которые
студент платит за обучение в
университете, действительно
полностью компенсируют затраты на
его образование?
— Нет! Мы
подходим к ценам за обучение не из
реальных затрат, которые
неизмеримо больше, чем сумма,
вносимая студентами, а из
платежеспособности населения.
—
Насколько велик процент
выпускников, которые учились в
университете за свой счет?
— 1022 человека
окончили университет за счет
бюджета и 374 — с полным возмещением
затрат за обучение.
Александр
Ильич рассказал, что университет не
стоит на месте. Открываются новые
специальности. К примеру, такая
актуальная для настоящего времени
как "Материалы и
товароведение". Кроме новых
специальностей, вводятся новые
специализации.
В этом году
был необычайно большой конкурс
среди желающих поступить в
аспирантуру.
— Какая
стипендия у аспиранта?
— У аспиранта
такая же стипендия, как зарплата у
ассистента — 450 рублей. Прожить на
эти деньги невозможно. Тем не менее,
люди стремятся в науку.
Стремление в
науку подтверждается цифрами.
Сегодня в университете по 51
специальности обучается 303
аспиранта. В 98-м году таких
специальностей было 44.
—
Давайте вернемся к выпускникам. Как
обстоит дело с их трудоустройством?
— Сложный
вопрос. На него лучше всего
ответить при помощи цифр.
Трудоустройство выпускников
университета составляет 83%. Это за
прошлый год. По таким
специальностям как "Социальная
работа", "Юрисприденция",
"Коммерция", "Психология"
проблем с трудоустройством, как
правило, нет — 100%! Хуже обстоит дело
с техническими специальностями.
Они и формируют оставшиеся 17%. Но
нельзя сказать, что выпускникам не
предлагают рабочие места.
Предлагают. Но не всегда они их
устраивают. Все хотят жить и
работать в Иркутске. А поскольку
сегодня нет такого требования, как
обязательная явка к месту
распределения, то заставить
человека поехать в отдаленное от
областного центра место трудно.
Кстати
говоря, не так давно из Иркутска
уехал инспектор министерства
общего и профессионального
образования. Он проводил
аттестацию трех новых
специальностей, по которым в этом
году проведен первый выпуск —
"Математические методы в
экономике", "Коммерция" и
"Социальная работа". Все
специальности успешно прошли
аттестацию.
— У вас
есть военная кафедра, которая
готовит офицеров. Кто-нибудь из них
идет после окончания университета
на военную службу?
— Очень
редко. Но если нашего выпускника
призывают в армию, он идет служить
не солдатом, а офицером.
Важнейшим
направлением в развитии
университета является, по словам
ректора, наука. Участие в ней
студентов является составной
частью учебного процесса,
обеспечивающего приобретение и
закрепление фундаментальных
знаний. Они, наряду с аспирантами,
участвуют не только во
всероссийских, но и в зарубежных
научных конференциях.
В прошедшем
году объем финансирования научных
исследований составил 18 млн. руб.
Это много, по сравнению с другими
вузами. Деньги получены в конкурсе
различных грантов — отечественных и
зарубежных. По программам, главными
исполнителями которых являются
университеты Англии, Италии,
Канады, научными исследованиями
занимаются не только аспиранты (это
их работа), но и многие студенты.
—
Александр Ильич, обязанности
ректора разнообразны, объемны и
обременительны — здесь и учебный
процесс, и хозяйственные заботы.
Есть ли у вас время лично
заниматься наукой?
— Наука была
и осталась главным смыслом моей
жизни. Завтра я уезжаю в Варшаву на
международный научный симпозиум по
полимерам. Мы вместе с моим
учеником выступим с двумя
докладами.
— Удачи вам!