издательская группа
Восточно-Сибирская правда

МПС село с губернаторами за стол переговоров

МПС
село с губернаторами за стол
переговоров

Превратившись
за последние годы из отрасли,
существовавшей во многом за счет
бюджетных средств, в отрасль
самофинансируемую,
железнодорожный транспорт
приобрел одновременно и массу
проблем. Сегодня пассажирские
перевозки приносят серьезные
убытки, стареют составы, работают
неприбыльные и малодеятельные
линии. В 2000 году убытки от
пассажирских перевозок возрастут
до 33 миллиардов рублей. Но покрыть
все эти затраты за счет повышения
тарифов на пассажирские перевозки
означало бы лишить сотни тысяч
людей возможности поехать в отпуск
или к родственникам. Пойти на это
МПС не может — слишком велика
социальная значимость
железнодорожного транспорта.

В связи с
этим в минувшую среду состоялось
совместное совещание коллегии МПС
России и руководителей субъектов
Российской Федерации. В совместном
совещании приняли участие
губернатор Красноярского края
Александр Лебедь, губернатор
Курской области Александр Руцкой и
губернатор Белгородской области
Евгений Савченко. По закону
региональные власти должны
компенсировать железнодорожникам
50 процентов убытков от
пассажирских перевозок. Но, как
всегда, у МПС больше должников, чем
плательщиков. Соглашениями МПС
России с субъектами Федерации на
прошлый год предусматривалась
компенсация железным дорогам
убытков на сумму 167 миллионов
рублей. Министерство получило
всего лишь 89,3 миллиона, то есть
половину суммы.

Выйти из
этого положения можно, создав
акционерное общество-монополист, в
котором будут разделены
управляющие и хозяйственные
функции. Министерство путей
сообщения останется главным
контролирующим органом, а вот
перевозкой грузов и пассажиров
будут заниматься акционеры. По
словам министра путей сообщения
Николая Акс„ненко, акционирование
железных дорог будет проводиться с
учетом ошибок "Газпрома" и ЕЭС.
И главное здесь — жесткая
управленческая вертикаль.

В
Красноярском крае уже проводится
эксперимент, по которому
грузоотправители и перевозчики
выстраивают отношения между собой
напрямую. И Министерство путей
сообщения только приветствует
подобные начинания. Правда, не
хватает правовой базы, и сейчас
готовятся проекты новых законов.

— Именно эта
задача вверена мне комиссией. Мы
привлекли к работе, может быть,
самых грамотных в этом отношении в
нашей стране людей. Мы просто
обязаны закрыть вот эти пустоты в
законодательстве, иначе у нас
ничего не получится. А страна
велика, в стране есть что возить. И
возить надо, соблюдая баланс
интересов, с одной стороны, а с
другой стороны, законно надо
возить, взаимовыгодно возить, —
считает Александр Лебедь.

Пытается МПС
добиться и отмены бесплатных
перевозок пассажиров-льготников.
Льготники будут платить полную
стоимость за билет, а затем через
местные органы социальной защиты
будут получать из бюджета
компенсацию. В Минфин уже
представлен "нормативный
уровень расходов на пригородный
транспорт". Идея этого документа
— заложить в расходы бюджета
регионов компенсацию в расчете на
одного человека в среднем по РФ.

Губернаторы
могли бы очень помочь
железнодорожникам, если бы они
прекратили постоянно завышать
энерготарифы и реструктурировали
основные долги перед бюджетами.
Если сотрудничество МПС и
российских губернаторов будет
конструктивным, выиграют все, и в
первую очередь пассажиры. Ведь
тогда министерству не придется в
очередной раз повышать цены на
билеты. Да и обновить
материально-техническую базу
железнодорожного транспорта будет
гораздо проще, чем в сегодняшних
условиях. Ведь, по словам Николая
Акс„ненко, "у железнодорожной
отрасли есть лишь полтора года,
чтобы решить вопрос с обновлением
подвиж- ного состава, так как пик
изношенности основных фондов
приходится на конец 2002 года".

Елена
АЛЕКСАНДРОВА.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры