Призваны временем
Призваны
временем
Исполнилось четыре года, как
в Приангарье была создана
региональная государственная
нефтеинспекция, призванная
осуществлять контроль за
использованием нефти и продуктов
ее переработки на территории
области и национального округа. О
деятельности этой структуры наш
корреспондент беседует с
начальником нефтеинспекции Иваном
Казимиренком.
— Иван
Павлович, чем была вызвана
необходимость создания подобной
организации? Ее важнейшие функции?
— Сегодня уже
ни для кого не является секретом,
что через политику цен на
энергоносители раскручивается
механизм становления (разрушения)
экономики. Хочу напомнить, что до 40%
добываемых в мире энергоносителей
идет на регулирование микроклимата
— отопление и охлаждение. Факты
говорят, что в США, например, на
отопление 1 кв.м жилой площади
тратится 55 квт/час, а у нас в среднем
— 418, в семь с лишним раз больше! Цены
же на них почти одинаковы.
Добавим, что
наши энергоносители добываются в
отдаленных уголках, при очень
низких температурах. Одна дорога по
болотам Тюмени чего стоит. Нитка
нефтепровода чего стоит.
Себестоимость железнодорожного
километра — 11% прямых затрат, а
опосредственных, что таятся в
электровозах, шпалах, вагонах — под
40%. А уж как мы привыкли обращаться с
"черным золотом", не мне вам
рассказывать.
Поэтому и
понадобился механизм по надзору и
контролю за использованием
добываемого. И такой механизм был
создан областной администрацией и
Минтопэнерго в лице региональной
нефтеинспекции, которая призвана
следить за рациональным
потреблением нефтепродуктов, а
также осуществлять лицензирование
нефтебаз и АЗС.
Сегодня на
территории области и Усть-
Ордынского округа действуют три
наших представительства — в
Братске, Тулуне и Усть-Орде. Все они
имеют неплохую материальную базу и
довольно профессиональные кадры,
прошедшие обучение в
специализированных институтах
Красноярска и Москвы, что позволяет
ежегодно обследовать до 400
предприятий
нефтепродуктообеспечения по 13
направлениям.
—
Подобные обследования направлены в
основном на вскрытие потерь.
Насколько серьезны они в нашем
регионе?
— За четыре
года нами вскрыто 11 тысяч тонн (200
железнодорожных цистерн)
сверхнормативных потерь
нефтепродуктов на сумму в 13,5 млн.
руб. Отчего потери? Причины разные.
К примеру, из-за недослива с
железнодорожных цистерн недобрано
2300 т; 750 т кануло по причине плохого
состояния резервуарного парка и
оборудования; 600 т — из-за снижения
качества моторного топлива.
Неудовлетворительное состояние
измерительных приборов и нарушение
правил учета сминусовало еще 140т,
столько же отняли аварийные
ситуации и т.д.
Оценивая
состояние объектов нефтепродуктов,
нами установлено, что резервуарный
парк хранения ГСМ (а это 6 тыс.
емкостей с объемом 1260 тыс.куб.м),
топливо-раздаточные колонки на АЗС
эксплуатируются без надлежащего
контроля за техническим
состоянием. Часть этого парка и
оборудования морально и физически
устарела, а 50% вообще не было
обследовано на пригодность к
эксплуатации. Пришлось спешно
создавать несколько
специализированных подразделений,
которые занялись диагностикой
резервуарного парка.
Наши
опасения подтвердились: из 1200
обследованных резервуаров треть
оказалась не пригодной к
эксплуатации, а из 400
топливораздаточных колонок 320 с
истекшим сроком (более 12 лет)
эксплуатации. Все они по нашим
предписаниям были заменены. Работа
инпекции в этом направлении
продолжается.
— В
недавние времена частенько можно
было услышать жалобы на недоливы
бензина, его качество, грубости со
стороны работников АЗС. Как обстоят
дела сегодня?
— Начну с
того, что за 4 года в области и
округе введено в эксплуатацию 130
новых автозаправочных станций, из
них — 27 в Иркутске, 12 в Братске, 9 в
Ангарске, столько же в Усть-
Илимске, 12 в Усть- Ордынском… В
такой ситуации, когда у потребителя
есть выбор, хозяева АЗС вряд ли
станут злоупотреблять его
доверием.
Кроме того,
ввод дополнительных объктов
нефтепродуктообеспечения позволил
создать около тысячи новых рабочих
мест. Все, кто получил работу /а это
операторы АЗС, менеджеры/, прошли
курс обучения в нашем учебном
центре и тоже не станут рисковать
репутацией фирмы и своим местом.
Словом, участники нефтебизнеса
стали грамотней, а здоровая
конкуренция на рынке сбыта
способствует реализации
стандартного топлива. Да и мы
всегда начеку. Ведь задача
инспекции не только запретить
реализацию некачественных
бензинов или топлива с
автозаправок, а упредить саму
возможность попадания такой
продукции на нефтебазы, склады, АЗС.
Все эти меры
позволили за четыре прошедших года
в 12 раз сократить попадание
населению нестандартного топлива.
Если прежде недоливы
нефтепродуктов с раздаточных
колонок составляли 1-2 литра на
каждые 10, то в настоящее время они
практически исключены. Только в
нынешнем году нами приостановлена
работа 10 АЗС. Жалобы на недоливы в
последнее время лерестали к нам
поступать. Мы и впредь будем жестко
контролировать эту ситуацию.
—Иван
Павлович, отработанные
нефтепродукты в прежние времена
были головной болью
общественности, экологов. Вам
удалось что-нибудь изменить в этом
направлении?
— Для
организации учета отработанных
нефтепродуктов администрацией
области по нашей инициативе
принято постановление "Об
организации сбора и рационального
использования отработанных
нефтепродуктов". Только в
нынешнем году нефтеинспекцией было
проверено более 200 предприятий,
которые используют в своей
производственной деятельности
чистые масла. За полгода эти
предприятия накопили 433 т
отработанных нефтепродуктов, из
которых около 200 т сдано на пункты
сбора с последующей их доставкой на
переработку в АНХК. Таким образом,
нами поставлен заслон
нерациональному использованию
отработанных нефтепродуктов, их
сжиганию. Сегодня все предприятия
области и округа отчитываются
перед нами за использование
отработанных нефтепродуктов.
Но и это еще
не все. Обследуя предприятия на
предмет рационального
использования нефтепродуктов, мы
выдаем рекомендации по вопросам
энергосбережения. К примеру, на
БЦБК выявили резерв экономии
мазута 50 т/год при условии
внедрения проектной схемы в одном
из цехов. На Иркутском керамическом
заводе имеется возможность
экономить до 150 т/год мазута, если
поддерживать требуемый
технологический процесс сжигания
топлива. Работа котельной
Вихоревской нефтебазы при полной
загрузке позволит сэкономить до 260
тыс. руб. в год. И таких примеров
десятки.
— С
октября прошлого года
нефтеинспекция находится под
патронажем Минтопэнерго, то есть,
из государственной региональной
структуры перешла в федеральную.
Означает ли это, что и функции ваши
расширились?
— Конечно.
Кроме вышеперечисленных, на нас
возложен надзор за рациональным
использованием газа и продуктов
его переработки. Для этого пришлось
создавать специальный отдел,
проводить дополнительное обучение
инспекторского состава. Кстати, на
территории РФ Иркутская
нефтеинспекция является второй
структурой в Минтопэнерго, кому
поручено осуществлять надзорные и
контрольные функции по газу.
Кроме того,
наша инспекция совместно с
Госстандартом принимает участие в
сертификации нефтебаз и складов
ГСМ, ОАО
"Иркутскнефтепродукт".
Сегодня любой автолюбитель,
покупая на АЗС бензины, дизтопливо,
масла, вправе потребовать
сертификат соответствия топлива
ГОСТу (он обязан быть на каждой
заправочной станции). Если таковой
отсутствует, значит нет гарантии,
что вам продают стандартное
топливо.
Создание на
территории области трех
лабораторий (в Братске, Тулуне,
Иркутске) позволило в три раза
снизить попадание на рынок
нестандартного топлива, тем самим
уменьшить воздействие загрязнений
от моторных масел.
— А с
"голубым" топливом как в
области складывается обстановка?
— В
Приангарье на сегодня два десятка
основных потребителей сжиженного
газа, которые имеют склады или
автомобильные газозаправочные
станции. Основным же
производителем его служит АНХК. В
настоящее время газ поступает к нам
также из Омска, Тобольска, других
западных регионов. Кроме того,
близки к промышленной добыче Усть-
Удинское и Братское месторождения,
на собственные нужды используется
газ в ОАО "Устькутнефтегаз" в
Марково. В декабре планируется
подключить котельную
Правобережного района г. Братска к
магистральному газопроводу ОАО
"Братскэкогаз". Ну а в
перспективе — промышленное
освоение Ковыктинского
месторождения.
В Иркутской
области переоборудовано на газ 500
автомобилей. В основном это
легковой транспорт, хотя мы
считаем, что в первую очередь нужно
переводить транспорт городского
коммунального хозяйства. К примеру,
в Омской области на голубом топливе
работает 26 тысяч автомобилей.
— Верно
ли, что внедрение газомоторного
топлива на транспорте дает
потребителю солидную экономию?
— Да, это так.
Литр сжиженного газа стоит в 2-2,5
раза дешевле, чем литр бензина.
Переоборудовав транспорт под
голубое топливо, ннспектора ГИБДД
Пензы сэкономили за год 2 млн.руб и
решили острую проблему
недофинансирования патрульного
транспорта. Такой прорыв в
"газификации" автотранспорта
произошел благодаря тесному
сотрудничеству областного
правительства с территориальными
структурами "Газпрома".
Кстати, год назад в Пензе был открыт
первый в РФ центр по установке на
автотранспорте газобалонной
аппаратуры, ее сервисному
обслуживанию.
Задача
сейчас в том, чтобы создать сеть
газозаправочных станций. Такие
усилия со стороны наших
безнесменов уже предпринимаются в
г.г. Иркутске, Братске, Ангарске,
Усолье-Сибирском.
Мы
обращались в администрацию области
и г. Иркутска с предложением о
переводе муниципального
транспорта на сжиженный газ, но
почему-то наше предложение
поддержки не нашло. Хотя, повторяю,
на этом можно сэкономить не один
десяток миллионов рублей бюджетных
средств. Стоит ли удивляться, что в
области только полдесятка
предприятий имеют лицензии и
сертификаты на право
переборудования автомобилей для
работы на сжиженном газе? Это
акционерные общества
"Иркутскоблгаз", "Окси"
(г.Братск), "Автоблеск",
"Иркутскнефтесервис",
"Транснефтегаз". Ситуацию с
"газификацией" автотранспорта
мы контролируем, так как вопрос
этот весьма перспективный как для
области, так и для населения.
— Иван
Павлович, если не секрет, сколько
специалистов трудится над
выполнением столь насыщенной
программы?
— 25 человек,
или втрое меньше, чем у нашего
западного соседа- Красноярска.
Несмотря на небольшую численность,
за четыре года нами перечислено в
областной бюджет 700 тыс.руб. и
уплачено 5 млн. руб.налогов во
внебюджетные фонды.
Но дело не в
этом. Профессиональный уровень
нашего инспекторского состава
позволяет решать все задачи,
поставленные как федеральными, так
и региональными органами. Более
того, при скоординированной
политике центра и территории
потенциал инспекции позволяет
работать еще эффективней. К
сожалению, такой координации пока
нет, а наш переход в федеральную
структуру администрацией области
воспринят очень даже неоднозначно.
Не знаю причин, но вот уже на
протяжении восьми месяцев не
решается вопрос размещения
региональной инспекции, хотя
имеется письменное указание
Мингосимущества РФ о передаче нам
здания по ул. Чкалова,38.
И еще. За эти
годы нами создана нормальная база
для работы: приобретены
компьютерная техника, контрольно-
измерительная аппаратура,
транспорт. Ликвидируя
нефтеинспекцию, как областную
структуру, администрация области
все имущество оставляет за собой.
Нам же предстоит начинать все с
нуля, что будет весьма непросто.
Хочется
верить, что губернатор нас
поддержит и окажет посильное
содействие в имущественном дележе.
Это придаст нам еще больше
уверенности в работе во благо
нашего региона, всей Иркутской
области.
Беседу
вел Александр Антоненко.
Компот:
За последних
четыре года в Приангарье введено в
эксплуатацию 130 новых
автозаправочных станций, из них — 27
в Иркутске, 12 в Братске, 9 в Ангарске,
12 в Усть- Ордынском…
Сегодня
любой автолюбитель, покупая на АЗС
бензины, дизтопливо, масла, вправе
потребовать сертификат
соответствия топлива ГОСТу — такой
сертификат обязан быть на каждой
заправочной станции.
"Газифицировав"
муниципальный транспорт, можно
секономить не один десяток
миллионов бюджетных рублей, не
перекладывая бремени платежей на
пассажиров.